Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1615 от 18.05.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Дух и история

От редакции: Дух и история

Архиерейский собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) вчера в Сан-Франциско принял “Резолюцию по итогам IV Всезарубежного собора”, продекларировав стремление воссоединиться с Церковью в отечестве. При всей благожелательности заявлений, звучавших в Москве и Сан-Франциско, работа двух соборов по сути дела не привела к преодолению раскола. Скорее напомнила о том, что он до сих пор существует.

Делегаты Всезарубежного собора заявили о “решимости уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви” и выразили надежду, что это произойдет “в благоприятное для сего время”. Архиерейский собор с этим согласился. То есть не ясно даже, когда будет восстановлено евхаристическое общение – т. е. когда прихожане одной церкви смогут участвовать в таинствах в приходах другой церкви, а иерархи – сослужить.

Напомним, что Русская православная зарубежная церковь была образована в 1920-х гг. По своему уставу РПЦЗ оставалась неотъемлемой частью РПЦ, временно самоуправляющейся, до упразднения в России “безбожной власти”. Сейчас у РПЦЗ примерно 400 приходов, а число прихожан – от 40 000 до 100 000 верующих. В РПЦ насчитывается 132 (136 с учетом Японской автономной православной церкви) епархии в различных государствах, более 26 600 приходов (из них в России – 12 665). Численность прихожан, по разным оценкам, – 90–110 млн человек.

Формальных и осязаемых причин раскола почти нет. Безбожная власть исчезла в 1991 г., а самым серьезным разногласием из упомянутых на бумаге остается участие Московской патриархии во Всемирном совете церквей. Административно церкви останутся автономны, а имущественные претензии друг к другу сняты еще на уровне переговоров двух комиссий по объединению. Обвинение РПЦ в сергианстве (коллаборационизме с советской властью) нынешним Всезарубежным собором уже не упоминалось. Впрочем, некоторые видные священнослужители РПЦЗ призывают своих коллег из России покаяться за сотрудничество с советским режимом.

У грядущего воссоединения есть две составляющие. Важная прежде всего для верующих – духовная, связанная с евхаристическим общением. И важная для всех – историческая. То, что церковь не воссоединена, значимо не только для православных россиян. Отношения нового российского общества с советским прошлым не определены четко, точки над эпохой не расставлены. И примирение церквей могло быть стать образцом, могло бы указать путь. Здесь уместна принятая в церкви сестринская аналогия: когда две поссорившиеся сестры мирятся, они просят друг у друга прощения. Вряд ли будет правильно просто молча соединиться и жить дальше, как будто ничего не было. Мы вправе ожидать от РПЦ и РПЦЗ символического акта объединения, публичного прощения друг друга – только так они смогут полностью преодолеть раскол.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать