Статья опубликована в № 1615 от 18.05.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Вписаться в поворот

От редакции: Вписаться в поворот

В нефтегазовом мире все изменилось, а значит, изменится и в мире в целом. Заветные $100 за баррель уже никому не кажутся недостижимой высотой. География поставок энергии стала другой, а нефть по значимости уступает место газу. Всемирный экономический форум (WEF) совместно с компанией CERA вчера представили доклад “Новая парадигма энергетической безопасности”, в котором суммируют все, что произошло в отрасли со времени нефтяного шока 70-х гг. Россия может выиграть в новых условиях – если удачно впишется в новую парадигму.

Для энергетической безопасности значимы четыре фактора – источники энергии, центры потребления, геополитика и структура рынка. Изменения касаются всех пунктов. Газ становится все более важным источником – его потребление с 1974 г. увеличилось больше чем в два раза, достигнув в 2005 г. 90 трлн куб. м. Меняется и география потребления – если раньше 70% потребления энергии приходилось на страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития, то сейчас их доля упала до 60%. По прогнозам CERA, уже к 2015 г. половину всей энергии будут потреблять страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Меняется и геополитическая ситуация – из-за развала СССР появились новые правила игры, и контроль над Ближним Востоком, основа предыдущих концепций, уже не столь важен.

Существующие институты уже практически не способны влиять на ситуацию. Страны ОПЕК экспортируют нефть на пределе своих возможностей, и картель не в состоянии ни сбить цену, ни увеличить добычу. В Международное энергетическое агентство, созданное после нефтяного шока 70-х, не входят ни развивающиеся страны с растущим потреблением, ни экспортеры энергоресурсов. Но есть, по мнению экспертов CERA и WEF, три страны, которые в новой энергетической парадигме становятся самыми существенными для всеобщей энергетической безопасности, – Китай, Индия и Россия.

Новая парадигма действительно на руку России и из-за увеличения значимости газа, и из-за близости к новому центру потребления – азиатскому рынку. Важно не упустить шанс.

Авторы доклада считают, что в изменившихся условиях главные вопросы повестки дня таковы: снижение инвестиционного риска, стимулирование добычи, минимизация потребления.

Это более чем актуально для России. После разгрома ЮКОСа и увеличения налогового бремени рост инвестиций в добычу нефти затормозился, а добыча и экспорт хоть и растут, но крайне медленно (около 2% в год). В газовой отрасли ситуация не лучше – рост добычи “Газпрома” не сможет обеспечить растущий спрос и даже уже существующие экспортные обязательства. Дефицит газового баланса России может наступить уже в 2010 г. С потреблением еще хуже – энергоэффективность в России одна из самых низких в мире: на $1000 ВВП приходится примерно 0,5 т нефтяного эквивалента. У Китая и США этот показатель – в два раза ниже. Такая ситуация подрывает доверие к России как надежному поставщику энергоресурсов.

Высокая стоимость нефти решить эти проблемы не помогает – экспортные пошлины столь высоки, что нефтяные компании почти не реагируют на рост цен: выигрывают государство и стабфонд. По мнению российских экспертов, на рост инвестиций и, соответственно, добычу сейчас в основном влияет государственная политика в сфере налогообложения, а институциональные проблемы играют уже меньшую роль. Но, хотя инвестиционный климат действительно улучшается, пугающие рецидивы есть – достаточно вспомнить о том, что в Россию не пускают одного из крупнейших иностранных инвесторов, Билла Браудера, управляющего фондом Hermitage Capital Management.

У государства есть все необходимые инструменты, чтобы исправить положение. Важным фактором стимулирования добычи стал бы закон о недрах – он должен, наконец, определить все правила доступа к месторождениям. Чтобы стимулировать инвестиции в переработку, следует снизить пошлины на импорт оборудования. Но главный стимул – это снижение налогов. Проект дифференциации налога на добычу природных ископаемых – мера недостаточная. Недостаточно предпринимается и усилий по улучшению инвестклимата. А именно от этих факторов зависит, удастся ли России сыграть на своих естественных преимуществах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать