От редакции: Российский стандарт

В дни европейского саммита Москва стремится продемонстрировать, что она закончила обучение в европейской школе демократии и должна обрести статус ее преподавателя. Одно из свидетельств тому – начавшаяся вчера конференция представителей 23 центральных избирательных комиссий Европы “Развитие и кодификация международных избирательных стандартов”.

Заместитель министра иностранных дел Александр Грушко посетовал, что документы Совета Европы по-прежнему содержат формулировки “давние демократии” и “новые демократии”. Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Александр Вешняков пошел дальше. Он призвал страны Евросоюза подписать подготовленную в ЦИК конвенцию “О стандартах выборов, избирательных прав и свобод”. Срок ее подписания, по словам Вешнякова, не определен. Вероятно, российской стороне хотелось бы добиться принятия документа в течение только что начавшегося полугодового председательства РФ в Совете Европы, но спешки нет. В любом случае через три месяца после ратификации конвенции ее положения будут обязательны для всех подписавших государств, поясняет член ЦИК Елена Дубровина. И несоответствие выборов любого уровня новому евростандарту повлечет за собой разбирательство в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.

Оппозиция, оспаривающая в Страсбурге итоги думских выборов 2003 г. и работу ЦИК в ходе избирательной кампании, сравнивает действия Вешнякова с поведением инспектора ДПС, который, проехав на красный свет по встречной полосе, пытается остановить водителя, превысившего скорость на 10–15 км/ч.

На самом деле конвенция заслуживает пристального внимания. Она действительно задает стандарты проведения демократических выборов. К примеру, статья 9 указывает: “Кандидат не имеет права использовать преимущества своего служебного положения в целях своего избрания и выдвижения и избрания других списков кандидатов”. Но как быть с тем, что губернаторы и другие чиновники в России беспрепятственно возглавляют предвыборные партсписки, а затем покидают их? Поправки, запрещавшие использование “паровозов”, в 2005 г. через Госдуму не прошли.

Далее по тексту предлагаемой конвенции. В статье 10 говорится: “Соблюдение прямого избирательного права означает, что при проведении выборов в органы власти избиратели голосуют непосредственно за избираемого ими кандидата или список кандидатов”. Возможно ли привести в соответствие с этой нормой недавнюю отмену прямых выборов губернаторов в России? Кроме того, статья 3 конвенции гласит: “Основой избрания выборных органов и должностных лиц является воля народа”.

Статьи 4 и 17 гарантируют “беспристрастное информационное освещение хода подготовки и проведения выборов, избирательных кампаний кандидатов, политических партий в национальных средствах массовой информации” и требуют соблюдения этого подхода от государственных СМИ. Но сейчас, по данным исследования, проведенного словацкой организацией MEMO-98, 90% эфира на центральных телеканалах принадлежит “партии власти” и лишь 2% – оппозиции. Хочется верить, что скорейшее принятие конвенции Вешнякова изменит это соотношение. Наконец, статья 19 требует расширения доступа международных наблюдателей на выборы всех уровней. Но в 2005 г. Госдума отобрала право приглашать на выборы иностранцев у уполномоченного по правам человека и у неправительственных организаций. Это право осталось теперь только у самой Госдумы.

Принятие разработанных под руководством главы ЦИК критериев проведения демократических выборов всеми членами Совета Европы можно только приветствовать. И не будет ничего страшного, если это повлечет за собой пересмотр нынешнего российского избирательного законодательства.