От редакции: Предоплата за проезд

В ближайшее время миллионам российских автолюбителей, возможно, придется пополнить комплект документов, предъявляемых при проверках на дороге. Помимо прав, паспорта транспортного средства, талона техосмотра и страхового свидетельства водителей обяжут возить с собой банковскую платежную карту. С банковского счета будут списываться суммы штрафов за нарушение правил дорожного движения. Новое правило вступит в силу, если правительство и депутаты одобрят инициативу заместителя министра внутренних дел Александра Чекалина. “Нужна какая-то вмененная сумма на счете каждого автовладельца в банке, откуда можно было бы на законных основаниях списать штраф. Автоматически. Просто обязательный временный депозит, на который даже могут начисляться проценты”, – заявил вчера генерал.

Внедрение штрафного депозита, по мнению Чекалина, способно повысить эффективность борьбы с нарушителями ПДД, снизить уровень коррупции среди инспекторов ГАИ и увеличить поступления средств в бюджет. Заметим, что, по данным фонда “Индем”, объем нелегальных платных услуг в автоинспекции сократился с $368 млн в 2001 г. до $183 млн в прошлом году. Сейчас, по словам главы российской ГАИ Виктора Кирьянова, реально выплачивается всего 20% выписанных водителям штрафов. Реализация идей генерала принесет несомненную пользу казне. Большую выгоду получит и уполномоченный банк. Ведь депозит – его размер в предложениях не оговаривается – будет помножен на 22 млн российских автолюбителей. А есть еще и пешеходы. И они тоже нарушают правила дорожного движения.

Идея обязательного штрафного депозита находится в русле новой волны оптимизации правоприменения. Сюда же относится и списание штрафов (до 50 000 руб.) с юридических лиц без решения суда, и введение понятия “недобросовестного налогоплательщика”. Дело идет к презумпции виновности. Системы штрафных депозитов нет ни в одном развитом государстве. В странах Западной Европы автовладельцы могут оплачивать штрафы через банкомат, но делают это только добровольно. Даже бывший начальник ГАИ, сенатор Владимир Федоров, намеревавшийся внедрить оплату санкций за нарушение ПДД по банковским карточкам, полагает, что новую технологию можно использовать только с личного согласия каждого автолюбителя.

Внедрение штрафных депозитов, пусть даже добровольное, вероятно, может увеличить платежи в казну и сократить коррупцию в ГАИ. Теоретически. Но поможет ли эта мера преодолеть материальную заинтересованность инспекторов и водителей в расчете на месте происшествия? Наконец, списание суммы штрафов со счета (как и по квитанции) можно оспорить в суде. А значит, выигрыш во времени по сравнению с нынешней ситуацией будет минимальным. Собираемость штрафов можно повысить иным способом, в частности – повысив их размер и введя дополнительные санкции за просрочку платежа.

Проблема инициативы Чекалина даже не в нарушении принципов и не в технологии, а в том, что это лишь частность. Без проведения коренной реформы ГАИ даже самые правильные частные улучшения не будут эффективными. Инспектор должен быть заинтересован в поддержании высокого уровня безопасности движения на своем участке и получать за это достойное жалованье, достаточные социальные гарантии и премии. Звучит скучно и неправдоподобно, но иначе на дорогах ничего не изменится.