От редакции: Удобная позиция

В своем докладе Go Go Global английский банк HSBC отмечает, что отношения между развитым Севером и догоняющим Югом значительно меняются – развивающиеся страны все больше влияют на мировую экономику, а страны развитые все меньше способны влиять на процесс глобализации. Главными благоприобретателями становятся азиатские мультинациональные компании. Россия пока от глобализации не выигрывает.

В 2004 г. на развивающиеся рынки поступило $165 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ), и более трети из них пришло из развивающихся же стран. Хотя в целом по миру 90% всех ПИИ по-прежнему обеспечивают развитые страны, инвестиции Юга в процентном соотношении растут быстрее – в 2004 г. они составили $83 млрд, увеличившись за пять лет на 27% (Север увеличил свои инвестиции за этот период лишь на 11%). Помимо ПИИ есть и денежные переводы – по данным Всемирного банка, в 2004 г. трудовые мигранты перевели в развивающиеся страны $166,9 млрд, т. е. больше ПИИ. Эти деньги попадают напрямую домохозяйствам и стимулируют не только потребление, но и рост сбережений, которые потом превращаются в инвестиции.

По мере того как благоприобретателями становятся развивающиеся страны, утрачивается и контроль над глобализацией со стороны стран развитых. Три основных центральных банка (американский, европейский и японский) проводят политику сдерживания, постоянно повышая процентную ставку, но глобальная экономика по-прежнему растет. Эксперты HSBC утверждают, что по мере развития “догоняющих” экономик влияние на них монетарной политики развитых стран становится минимальным. Аналогичная история происходит и с курсом валют – несмотря на все усилия, США не способны заставить Китай скорректировать курс юаня. С развитием технологий сфера услуг становится все более “торгуемой”, а по мере роста благосостояния в развивающихся странах растет и доля расходов на НИОКР, что увеличивает вес и стоимость их экспорта. Учитывая, что в странах Юга более высокие темпы экономического роста, можно ждать изменения баланса сил в мировой экономике.

Россия оказалась на перепутье – между будущими (Китай и Индия) и нынешними лидерами. С “догоняющими” экономиками Россию роднит поток ПИИ. В процентах от ВВП эти показатели у России и Китая схожи – 3%. Правда, по оценкам экспертов Института экономики переходного периода, ПИИ должны достичь 6% ВВП, чтобы играть существенную роль в экономике. Серьезные различия в другом – Россия является исключительно отправителем, а не получателем денежных переводов трудовых мигрантов.

Зато у России есть нефть и газ. А главным потребителем энергии становятся развивающиеся страны – по прогнозам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), азиатские страны к 2015 г. будут потреблять половину всех энергоресурсов. Чтобы угнаться за растущим спросом, России необходимы инвестиции – и они придут с Востока: все больше инвестиций стран Юга направляются в энергетику, и, по прогнозам HSBC, в ближайшее время основным источником капиталовложений в энергетическую сферу будет Китай.