От редакции: Прицел сбит

Национальным проектам уделяется все больше внимания, а федеральные целевые программы уходят на второй план, потому что работают неэффективно. Вчера на заседании правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф в очередной раз пытался сократить их число. Как следует из доклада министерства, в I квартале 2006 г. финансирование ФЦП составило всего 10% от годовых значений, 15 программ вообще не финансировались из-за неготовности необходимых документов. С 2004 г. госзаказчики ФЦП обязаны ежегодно согласовывать с Минэкономразвития целевые показатели эффективности программ с поквартальной разбивкой. Греф предлагает закрывать программы-нарушители. Сделать это трудно, поскольку придется бороться с лоббистами, да и времени у министра может не хватить (см. статью на стр. А1). Пять лет назад из бюджета финансировалось около 200 программ, сейчас осталось 50, впрочем, многие упраздненные ФЦП стали подпрограммами, которых сейчас тоже 50. В бюджете 2006 г. на ФЦП запланировано 363,6 млрд руб. и на адресные инвестиционные программы (ФАИП) – 318,9 млрд руб. По данным Минфина, ФАИП реализуются лишь на 20–30%, а незавершенка все время растет – число замороженных объектов уже приближается к 6000.

Нацпроекты, по идее, должны были бы стать чем-то принципиально иным. У них, конечно, есть всем понятное политическое значение. Но хорошо бы, чтобы помимо этого у нацпроектов появилось бы еще какое-то осязаемое отличие от ФЦП. Без реального экономического эффекта их политическая роль быстро сойдет на нет. Конечно, власть очень заинтересована в достижении экономического эффекта и способна его добиться методами регулярного принуждения, например. Однако отсутствие проработанных целевых показателей и критериев эффективности все равно скажется. Отраслевые министерства и региональные власти рассматривают нацпроекты как новые потоки денег из федерального бюджета, которые надо грамотно освоить.

Пока ясны только препятствия. “Когда мы взялись за решение проблемы выделения участков под жилищную застройку, мы, без преувеличения, разворошили улей, – заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. – Здесь выявлены капитальные правонарушения, игнорирование законодательства со стороны отдельных органов власти”. Он отметил также, что разработка механизмов господдержки развития коммунальной инфраструктуры затягивается. Проект “Доступное жилье” вызывает самую большую головную боль у вице-премьера, по остальным – “Здоровье”, “Образование” и “Развитие АПК” – что-то делается.

Четких критериев эффективности проектов нет. В строительстве и сельском хозяйстве оценивать успехи нацпроектов можно будет по тому, будут ли достигнуты к 2008 г. количественные показатели вроде роста объемов и удоев (как рассчитывался прогноз, неизвестно). Даст ли (и какой) долгосрочный эффект строительство нескольких новых больниц и премирование лучших учителей, подсчитать будет сложно.

Напомним, что на проекты выделено 120 млрд руб. в 2006 г. и 170 млрд руб. в 2007 г. Было бы очень разумно увязать реализацию нацпроектов с внедрением программно-целевого метода в госуправлении – бюджетирования, ориентированного на результат. Эта реформа, предложенная Минфином и изложенная в Концепции реформирования бюджетного процесса, могла бы стать революционной. Но о ней в связи с нацпроектами ничего не слышно.