От редакции: IPO Родины

Как бы то ни было, в результате за долги госкомпаний платит государство, и не только в случае с “Роснефтью”. Но расплачиваться придется уже не валютой, а наиболее ценными ресурсами – активами, которые нефтедоллары и приносят.

Капитализация российских компаний растет, ВВП – тоже, но при этом растет и внешняя задолженность России. Пока государство ускоренными темпами возвращает госдолги, компании и банки еще быстрее деньги занимают. Ситуация была бы нормальной, если бы лидерами по наращиванию задолженности не были госкомпании – расплачиваться по их долгам все равно будет государство, только его потери от этого будут гораздо серьезнее, чем от выплаты госдолга.

Первый зампред Центрального банка Алексей Улюкаев на днях назвал наращивание компаниями внешнего долга одной из основных проблем, беспокоящих его ведомство. По данным ЦБ, на начало 2006 г. госдолг составлял $71,4 млрд (на начало 2005 г. – $97,4 млрд), а задолженность компаний – $176,2 млрд (на начало 2005 г. – $108,9 млрд). За 2005 г. государство выплатило $26 млрд, а компании заняли в 2,5 раза больше – $67,3 млрд. Тенденция будет развиваться: государство ведет переговоры о досрочных выплатах Парижскому клубу $12 млрд, а лишь государственный Внешторгбанк планирует привлечь треть этой суммы – $4 млрд – на рефинансирование своей задолженности. Беспокойство ЦБ объяснимо: в рамках валютно-денежной политики неважно, кто должен, важно, что отдавать долги надо будет в валюте. И государство, и компании отдавать долги будут в валюте, в результате чего начнется конкуренция за резервы ЦБ и стабильность валютной политики ЦБ пошатнется.

Дешевые и длинные деньги, которых не найти внутри страны, необходимы для развития компаний. Поскольку вместе с капитализацией компаний растет и экономика, то в процентном отношении к ВВП ситуация не столь страшная: общая задолженность составляет около 30% ВВП, и для экономики это не смертельно – в США внешний долг составляет 60% ВВП. Но помимо валютной нестабильности долговая зависимость компаний и банков может привести к гораздо более плачевным последствиям, чем рост государственных обязательств. Обанкротившееся государство не может быть продано другим, а компания-банкрот – может.

Перераспределение собственности может произойти и без банкротства.

Вслед за ростом капитализации компании стремятся провести IPO, и лидерами тут снова оказываются госкомпании. В прошлом году с помощью первичного размещения российские фирмы привлекли около $4,5 млрд, в 2006 г. эта сумма может оказаться гораздо значительнее – так, ожидается IPO “Роснефти” и ВТБ, в результате которого эти госкомпании собираются погасить свои долги. Для госкомпаний IPO это, по сути, приватизация, вопрос только в том, кто получает вырученные средства. По закону о приватизации средства от продажи госсобственности поступают в казну. Но при проведении IPO госкомпаний с помощью допэмиссии государство свои активы продает, а деньги получает компания и распоряжается ими менеджмент.

IPO “Роснефти” скорее всего будет проходить с помощью продажи основного пакета, принадлежащего государству, но частично и за счет допэмиссии (ожидается, что она составит 4,4% акций). По первоначальной идее, вырученные деньги пойдут на погашение кредита иностранным банкам в размере $7,5 млрд, который был привлечен 100%-но государственным “Роснефтегазом” (собственником “Роснефти”) на покупку акций “Газпрома”. Если размещение пройдет, как задумывалось, то государство в обмен на погашение долгов госкомпании отдаст иностранным инвесторам часть своих нефтегазовых активов. Впрочем, в данном конкретном случае произошел зачет: с помощью этой процедуры государство увеличило свою долю в “Газпроме”, но уменьшит ее в менее привлекательной “Роснефти”.