Валентинки

В Интернете кто-то быстрый и горячий уже организовал сайт, на котором можно подписаться под петицией за отстранение русского судьи Валентина Иванова навсегда от участия в международных матчах; на вчерашний вечер там было около 10 000 подписей. Блуждает и обидное слово “валентинка”, которым теперь предлагается звать несправедливо вынесенные предупреждения.

Есть и защитники русского судьи, которые говорят, что да, ФИФА наругалась на Иванова и больше он судить матчей на чемпионате мира не будет. Но ведь ни одного, по сути дела, конструктивного возражения по поводу показанных Ивановым карточек не последовало, и чем он хуже Пьерлуиджи Коллины? Тот тоже любил достать карточку и пунктуально соблюдал правила; наконец, говорили защитники Иванова, ФИФА сама просила судей быть построже и подотошней, так чего ж она теперь от Иванова хочет?

Конечно, не обошлось и без модной теперь темы, что-де русских на Западе нарочно зажимают: вот Мордашову не дают Arcelor купить, а Иванову – чемпионат судить. Всюду враги.

В общем, Валентин Иванов стал совершеннейшим героем, особенно в эти последние два дня, когда футбол временно прекратился, тем более что тот, который был, особенной пищи для досужих рассуждений не дал.

Адвокаты Иванова, не буду спорить, правы, говоря, что их подзащитный все предупреждения вынес по правилам. Но существует неписаное и самое главное правило: тот судья плох, которого видно на поле. В матче Голландия – Португалия никого, кроме Иванова, особенно во втором тайме, на поле просто не было. Он был более заметен, чем рефери на боксерском ринге.

А футбол-то – зрелище, отнюдь не судебное заседание, и потому среди футбольных судей принято реагировать все-таки не на все подряд нарушения, а на те, что так или иначе угрожают зрелищу. Вот английские судьи славятся своей способностью “давать играть”, т. е. закрывать глаза на мелкие стычки во имя футбольной красоты, и им это легко прощается – ведь действительную грубость они выкорчевывают безжалостно.

То есть, хочу я сказать, Иванов в матче Голландия – Португалия был плох не пунктуальностью, а тем, что он дезориентировал игроков, не дал им играть, если считать, что они в принципе могли играть. Но кроме того, чтобы играть, на поле они умеют еще только грубить, что и показали в полной мере, чем опять-таки в полной мере воспользовался Иванов. Получился замкнутый круг с демонстрацией рекордного количества “валентинок”.

Вышла та же фальшь, что и с офисным праздником, который мы повадились отмечать 14 февраля: такой вроде бы обязательный кадреж с вином и тортиками, якобы любовь, выраженная в тысячах “валентинок”, которыми совершенно заслонены подлинные чувства, если они вдруг у кого-то есть.