Статья опубликована в № 1654 от 13.07.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: ВВП или жизнь

От редакции: ВВП или жизнь

Авиакатастрофа в Иркутске, унесшая жизни более 130 пассажиров, с новой силой подняла вопрос о безопасности авиаперевозок в России. Министр транспорта Игорь Левитин на днях заявил, что необходимо отменить пошлину на импорт новых иностранных самолетов. Из-за высокого тарифа (пошлина составляет 20%) авиакомпании закупают старые лайнеры, и авиапарк не обновляется. В Иркутске действительно загорелся старый иностранный самолет – 19-летний Airbus-310, и предложение Левитина выглядит вполне рационально.

Но дело не только в устаревших иностранных лайнерах. В 2005 г., по данным Минтранса, в России произошло 11 авиапроисшествий и семь катастроф, в результате которых погибли 56 человек (в 2004 г. случилось шесть катастроф, 50 человек погибли). Крушения терпели морально устаревшие самолеты и вертолеты российского производства. По мнению Левитина, выпуска российского самолета нового поколения ждать еще минимум два года и если пошлина сохранится, то число аварий и смертей продолжит расти. Для сравнения: в США в 2005 г. было больше авиапроисшествий (39), но из них лишь три катастрофы, погибло в них 22 человека.

Тариф на ввоз новых иностранных автомобилей еще выше (25%), и ситуация со смертностью на дорогах еще показательнее. По данным ГИБДД, в 2005 г. в России произошло 223 342 ДТП, в результате которых погибли 33 957 человек, а ранено 274 684 человека. Цифры удручающие: по показателю смертей в ДТП на 100 000 человек Россия опережает европейские страны в 2–2,5 раза. Показатель, схожий с российским (около 23 человек на 100 000), в европейских странах фиксировался в 70–80-е гг.

Участники движения автомобилистов “Свобода выбора”, отстаивающие, в частности, и право россиян ездить на японских праворульных машинах, основываясь на данных ГИБДД и Росстата, утверждают, что в тех регионах, в которых российский автопром практически не представлен (в основном это Приморский край, где доля иномарок достигает 90–95%), количество летальных исходов на 1000 ДТП значительно ниже, чем в среднем по России.

Эта взаимосвязь не может объясняться ни аккуратной ездой, ни меньшей интенсивностью движения – средняя аварийность в этих регионах отличается от такого же показателя других регионов незначительно. Эксперты объясняют тенденцию наличием у иномарок подушек безопасности, систем антизаноса и кондиционеров. К выводам “Свободы выбора” можно добавить и экономические стимулы. По наблюдениям страховщиков, водители новых иностранных автомобилей ездят аккуратней владельцев российских автомобилей, поскольку ремонт иномарок обходится значительно дороже.

Несмотря на столь удручающую статистику, российское правительство предпочитает заниматься не вопросами безопасности, а протекционизмом. Идея обнуления пошлины на импорт новых иностранных самолетов лоббируется уже давно, но экономические чиновники считают ее вредной. Таким образом, задача защиты безопасности граждан входит в противоречие с задачей развития отечественной авиапромышленности. Защищают власти и автопром. В случае вступления России в ВТО ввозные пошлины будут снижаться, но крайне медленно. По планам чиновников на развитие автопрома уйдет семь лет. Пока же суд да дело, россияне будут летать на старых самолетах и ездить на опасных отечественных автомобилях. Самое же горькое в этой ситуации то, что, жертвуя безопасностью ради интересов отечественной экономики, россияне совсем не обязательно получат качественные российские самолеты и автомобили. Правительство должно либо прислушаться к предложению Левитина, либо найти такое решение, которое не требовало бы чудовищного выбора: жизни людей или национальная промышленность.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать