От редакции: Инфономика инфляции
Рост потребительских цен остается одновременно и одной из проблем российской экономики, и показателем, сигнализирующим о наличии других. Центральный банк, несмотря на серьезный скачок цен в начале года, по-прежнему рассчитывает добиться запланированного результата – инфляции в 8,5% по итогам 2006 г. Вчера Международный валютный фонд опубликовал доклад, в котором дал российскому Центральному банку ряд рекомендаций. МВФ советует ЦБ лучше артикулировать свою антиинфляционную политику.
К этому совету стоит прислушаться. Инфляционные ожидания сами по себе приводят к инфляции. Чем четче ЦБ будет информировать о своих антиинфляционных мерах, тем больше будет доверия к банку. За доверием последует спад неопределенности, а соответственно, и инфляционных ожиданий. И хоть антиинфляционные цели заложены в годовом плане ЦБ, нельзя сказать, чтобы политика банка была четкой и ясной для всех. К примеру, курс на крепкий рубль не был жестко сформулирован и донесен до всеобщего сознания.
Российский ЦБ предоставляет экспертам и населению меньше информации, чем банки и развитых стран, и большинства стран с догоняющей экономикой. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) провел сравнение информационной политики денежных властей разных стран. Стандарты раскрытия информации о денежно-кредитной политике (ДКП) в России отличаются от зарубежных аналогов. В России публикуется только годовой план и квартальный обзор инфляции, а отчет о заседаниях ЦБ и обзоры состояния экономики и ДКП не публикуются, говорят специалисты ИКСИ. В развитых странах и в большинстве государств Центральной Европы ЦБ вообще не готовит годовой план, зато ежемесячно или два раза в квартал публикует отчеты о заседаниях и периодически – обзоры состояния экономики и ДКП.
Эксперты ИКСИ объясняют разницу в информационных стандартах тем, что в ДКП не может быть четкого планирования как такового, поэтому центробанки США, Великобритании, Японии и Евросоюза не публикуют годовых планов. Банки, опираясь на закон о ЦБ, действуют сообразно ситуации, чем и объясняется появление регулярных тактических отчетов. В России закон тоже есть, но расплывчатый, поэтому целевыми ориентирами служит годовой план и решения правительства. Рано или поздно российский ЦБ примет мировые стандарты, но нужен импульс – например, новый закон, в котором будут поставлены конкретные долгосрочные цели ДКП: учитывая российскую специфику, это должны быть параметры инфляции и валютного регулирования.
Впрочем, несмотря на эти особенности, экономисты считают антиинфляционную политику ЦБ грамотной. А значит, больше открытости – меньше инфляции? Да, если бы инфляция в России определялась инфляционными ожиданиями. Но в российском случае куда важнее другие факторы, к которым ЦБ не имеет никакого отношения: на инфляцию влияет постоянный приток доходов, которые экономика не в состоянии освоить, коррупция, давление на бизнес и разбухающие расходы государства. В такой ситуации, какой бы эффективной ни была антиинфляционная политика ЦБ и как бы ни был он прозрачен, с инфляцией не справиться никогда. Так что прежде всего стоит прислушаться к другому совету МВФ – не пересматривать параметры госбюджета на 2006 г.