От редакции: Просто бизнес

В одном из супермаркетов Wal-Mart в Шэньяне с августа заработала первичная ячейка коммунистической партии Китая. Руководство торгового гиганта было вынуждено разрешить создание в своих китайских магазинах профсоюзных организаций – в остальном мире Wal-Mart обходится без профсоюзов. Но у Wal-Mart 60 магазинов в 30 городах Китая, в них работает 30 000 человек. Компания планирует расширять свое присутствие в стране и вынуждена уступать идеологическому давлению властей. Пришлось играть по китайским правилам и интернет-гигантам Microsoft, Google и Yahoo!. Как установила Amnesty International, они согласились на цензуру своих ресурсов в китайской зоне.

Инвесторы даже из самых богатых демократий, даже из тех стран, власти которых распространяют демократию силой оружия, прежде всего ценят возможности рынка. Остальное наносное. Так и с Россией. Весной западные политики вели артподготовку к саммиту в Петербурге, обвиняя руководство России в зажиме демократических институтов и призывая бойкотировать IPO государственной “Роснефти”. Тогда же весной – по заказу Минэкономразвития и Консультативного совета по иностранным инвестициям – был проведен опрос иностранных инвесторов “Россия как объект инвестиций”. Исследовались мнения руководителей 155 международных компаний-инвесторов или потенциальных инвесторов. Оказалось, что 94% опрошенных компаний собираются расширять свои деловые операции в России в ближайшие три года, а 91% – намерены увеличить объем инвестиций (в 2005 г. результаты аналогичного опроса были соответственно 78% и 71%). Более 51% участников опроса ожидают улучшения инвестиционного климата в стране, 14% – ухудшения; 40% инвесторов заявили, что рост объема продаж у них превысил в 2005 г. 30%. У 28% опрошенных прибыль выросла более чем на 30%.

Социологические данные подтверждаются статистикой. По данным Росстата, в первом полугодии 2006 г. иностранные инвестиции в экономику России составили $23,41 млрд (рост на 41,9% по отношению к первому полугодию 2005 г.), в том числе прямые – $6,445 млрд (рост на 43,6%).

Статистику легко подтвердить примерами. “Газпром”, которым в Европе пугают детей, неделю назад получил самый большой вес в индексе акций компаний развивающихся стран MSCI, опередив Samsung (Россия благодаря этому поднялась на 3-е место в индексе, оставив позади Бразилию и Китай). В ходе IPO “Роснефти”, по данным самой компании, стратегические инвесторы обеспечили 21% спроса, международные инвесторы из США, Европы и Азии – 36%, российские инвесторы – 39%, российские розничные инвесторы – 4%. Возможно, инвестиции в ТЭК – не показатель. Нефтяной и газовый бизнес не конкурентный, а дефицитный, рыночные условия и демократия здесь инвесторов волнуют в последнюю очередь.

Но ведь и структура инвестиций меняется. Растет доля инвестиций в другие отрасли и относительно мелкие проекты. В полугодовом отчете Росстата сравнимы цифры поступлений в добычу полезных ископаемых ($5,86 млрд), обрабатывающие производства ($5,299 млрд) и сферу бытовых услуг ($5,092 млрд). Неплохие результаты в транспорте и связи ($3,946 млрд), финансах ($1,387 млрд), недвижимости ($1,24 млрд).

Опрошенные весной инвесторы главными преимуществами российского инвестклимата назвали объем рынка, темпы роста экономики, кадровые ресурсы, политическую и макроэкономическую стабильность. Главными недостатками для них остаются административные барьеры, коррупция, противоречивое законодательство и правоприменение, рейдерство. Судя по растущему оптимизму инвесторов, достоинства перевешивают недостатки. Доступных рынков в мире мало, а к политическим особенностям местной власти можно привыкнуть. Главное, чтобы она часто не менялась. “В России выборы скорее всего не повлияют на развитие рынка”, – заявил недавно управляющий директор по инвестициям Deutsche Bank Андреас Фрю. Владимир Путин наверняка с ним согласится.