Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1690 от 01.09.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Пробковый эффект

От редакции: Пробковый эффект

Пришла осень и часовые пробки снова станут нормой. Простой одного автомобиля бьет по карману водителя и по финансам его работодателя, а в целом московские пробки бьют по российской экономике. Подсчитать объем ущерба возможно, но пока этого никто не сделал. Сумма может оказаться шокирующей.

Ущерб включает в себя стоимость потерянного рабочего времен, перерасход бензина из-за замедления скорости движения, госрасходы на дополнительных регулировщиков, рост автоаварий. В США подобные подсчеты существуют – например, по данным Техасского института транспорта, в 1998 г. ущерб от городских пробок составил $74 млрд. В Вашингтоне личный ущерб каждого водителя в том же году составил $1290. Между тем проблема пробок не исчезает и в США: по данным того же института, с 1982 по 2000 г. время, проводимое средним водителем в пробках в год, выросло с 16 до 62 часов, час пик удлинился с 4,5 до 7 часов, доля дорог, где наблюдаются пробки, увеличилась с 34% до 58%.

В России нет не только расчетов ущерба, но и статистических данных по заторам – по крайней мере, ими не располагает ни ГИБДД, ни правительство Москвы. Зато есть данные по росту автопарка: за последние 15 лет в Москве число автомобилей увеличилось в 12 раз и достигло 3 млн шт. Эти показатели нужны чиновникам – с автомобилистов собираются налоги на транспорт. Ставка составляет 7 руб. с 1 л. с. при мощности двигателя до 100 л. с. (в среднем автомобиле их 60–70). Таким образом, московский бюджет получает от автовладельцев минимум 1,365 млрд руб. Эти деньги должны идти на строительство и ремонт дорог, состояние которых и является одной из причин пробок. Но чиновники жалуются на плохую собираемость – на руках у населения остается до 30% транспортного налога.

В июле проблема заторов обсуждалась в московском правительстве, и было предложено создать комплексную интеллектуальную транспортную систему (КИТС). Она будет вести наблюдение за трафиком на дорогах и передавать данные в центр управления, из которого можно будет в режиме реального времени регулировать светофоры. По оценкам ГИБДД, рациональная расстановка светофоров и знаков может сократить число пробок на 20–30%. КИТС была одобрена, но говорят, что сам подход мэр Лужков разгромил, ведь проблему заторов необходимо решать комплексно – это и строительство развязок, и введение парковок, платного въезда в центр города и много других инициатив.

Стратегию обещают доработать, и, возможно, она даже будет реализована. Но пример тех же Штатов показывает, что даже основанные на статистике и анализе специализированных НИИ решения запаздывают: пока они реализуются, автопарк снова успевает вырасти. Увеличение дорожной сети на 10% приводит к увеличению числа пробок на 5,3%. Чтобы пробки исчезли, необходима система экономических стимулов. Пока есть только антистимулы: возможно, ущерб от заторов потому до сих пор и не просчитан, что его обнародование привело бы к полному падению собираемости транспортного налога. По мнению же автомобилистов движения “Свобода выбора”, введению системы автоматического управления движением будут всячески препятствовать: она может вытеснить регулировщиков на обочину, а система штрафов и взяток кормит далеко не только рядовых гаишников.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать