От редакции: Учитель прав

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил ввести в школе со следующего учебного года новый предмет – “Права человека”. Казалось бы, очень вовремя и очень нужный предмет. Правовая грамотность россиян находится на крайне низком уровне, что плохо прежде всего для них самих. Да и лидеры западных стран – партнеры президента Путина порой не стесняются ввернуть на переговорах что-нибудь о правах.

Введением в школе отдельного предмета Россия ответила бы критикам и в то же время приступила бы к решению проблемы правовой грамотности: готовим новые поколения россиян, сызмальства умеющих защищать свои права. Как сказал министр, Россия станет самой продвинутой в правозащитном отношении страной в мире, так как в большинстве западных государств нет отдельной дисциплины по правам человека.

Несколько пугает то, что учить правам человека решило государство (хотя, наверное, так и должно быть: государство ратифицировало соответствующую декларацию, и школа у нас государственная). Ведь в последнее время правозащитники на государство в основном жаловались: оно осложнило работу неправительственных организаций, нарушало права мирного населения в Чечне, при общении с правоохранительными органами права граждан часто не соблюдаются. С другой стороны, государство создало Общественную палату, начало распределять бюджетные деньги среди НПО. В результате правозащитники разделились на тех, кто работает с государством, и тех, кто подозревает власти в желании взять общество под контроль.

Нарушает ли государство права человека? Да, такие случаи есть. Войдут ли они в учебник по новому предмету? Вряд ли: власть не обязана готовить себе оппозицию.

Преподавать права человека надо, соглашаются правозащитники. Слишком дремуч в отношении собственных прав нынешний россиянин. Правда, не все уверены, что для этого нужен отдельный предмет. То, что на Западе права человека преподаются в рамках других дисциплин, вряд ли ограничивает самосознание гражданина. Вопрос в качестве преподавания. В российской школе (и сам Фурсенко это признает) любой обязательный предмет мистическим образом превращается в пугало для ученика, становится занудным и скучным. К слову, этого пока не понимают православные деятели, пытающиеся сделать обязательным курс “Основы православной культуры”.