От редакции: Одиозная история

Россия вполне успешно гасит внешнюю задолженность, но не очень удачно оперирует долгами других государств перед СССР. Премьер Михаил Фрадков вчера прилетел в Гавану, чтобы обсудить с Фиделем Кастро развитие российско-кубинских торгово-экономических отношений. Премьер “рассчитывает <...> достичь договоренности по вопросам урегулирования кубинской задолженности перед РФ”, говорится на сайте правительства.

Это почти безнадежная задача. Выдвижение Россией долговых претензий к Кубе в размере около $20 млрд привело к предъявлению Фиделем ответных претензий к России на $30 млрд. В свое время в ответ на предложение Путина урегулировать долговой вопрос в Парижском клубе Куба предложила России платить $200 млн ежегодно за аренду находящегося на острове российского центра радиоразведки. Российский президент закрыл центр.

Кубинская история уникальна тем, что у власти на острове до сих пор находится тот самый режим, который в свое время назанимал денег у CCCР. В большинстве других стран-должников власть менялась, иногда не раз, и многие из новых правительств не признают старых долгов: “Долги были идеологические, и мы сполна расплатились политической картой”.

Английский Фонд новой экономики (NEF) посвятил таким долгам доклад “Одиозное кредитование”. “Одиозными” эксперты NEF называют долги, сделанные диктаторскими или чрезмерно коррумпированными режимами. Исследователи считают, что по таким долгам страны-должники платят минимум трижды: сначала население несет потери из-за сохранения у власти диктатора, затем несет бремя выплаты кредита и в третий раз страдает из-за торможения развития при новом правительстве, ведь окончательно гасить “одиозный долг” приходится новой власти.

В NEF считают, что говорить стоит не столько об “одиозном долге”, сколько об “одиозности кредитования”. Чаще всего “одиозные кредиты” ждет нецелевое расходование. Проще говоря, деньги оседают в карманах семьи диктатора. По сути, должниками являются частные лица, которые в иной ситуации не получили бы денег. Но правительства кредитуют их, ведь юридически этот долг суверенный, и он ложится на плечи страны.

Поэтому NEF призывает к полному списанию “одиозных долгов”. Загвоздка с признанием режимов “одиозными”. С большой долей вероятности можно говорить, что из $73 млрд, которые разные страны были должны России на 1 января 2006 г., серьезная часть относится к “одиозному кредитованию”. Но Россия, став правопреемником СССР, не признает “одиозности” советской власти. Значит, и долги перед Россией “неодиозны” и обязательны к возвращению.

Но вернуть их вряд ли возможно. Бывают ситуации, когда лучше списать долг и получить за это хоть что-то – например, активы или доступ к рынку, как было при списании долга Алжиру. Такие же попытки предпринимаются и относительно иракского долга – в обмен на списание правительство пытается вернуть в Ирак российские нефтяные компании. Последствия былой экономической – и политической – активности можно заставить работать на себя. Безнадежный долг “из прошлого”, будь он “одиозный” или нет, все равно остается поводом для переговоров о будущем.