От редакции: Управление гневом

Резкие заявления первых лиц и пропагандистская кампания в телеэфире в ответ на задержание четырех российских офицеров в Грузии с энтузиазмом поддерживаются в обществе. Грузия теперь наш враг номер один. По данным июньского опроса компании “Башкирова и партнеры”, Грузия воспринимается общественным мнением как наиболее враждебная России страна (35%), опережая даже США (28%). Это положение недавнее: в мае 2001 г., по данным ВЦИОМ, лишь 7% россиян считали Грузию враждебным государством, 8% считали ее союзником. Зато после антигрузинской кампании летом 2005 г., связанной с требованиями Тбилиси досрочно вывести российские военные базы, это соотношение радикально изменилось. В прошлом году, по данным “Левада-центра”, уже 38% респондентов считали Грузию врагом и лишь 2% – другом, а летом нынешнего года – 44% и 3% соответственно.

На высшем уровне неприязнь к режиму Саакашвили выразилась в отказе от импорта грузинских вин и минеральных вод и прекращении транспортного и почтового сообщения с Грузией. Это привело к убыткам не только для российских, но и для грузинских предпринимателей. Однако кому может навредить запрет грузинским детям посещать российские школы при военных базах? Отечественные правоохранительные органы в столице и на местах восприняли жесткие заявления Кремля и Смоленской площади как сигнал к атаке на грузинскую диаспору в России. Милиция, до сих пор сквозь пальцы взиравшая на деятельность этнических оргпреступных группировок (ОПГ) и нелегальную миграцию из Грузии, бросилась старательно пресекать малейшие нарушения закона. В столице закрыли два казино, задержали киллеров и “вора в законе”, в Орловской области обезвредили банду похитителей автотранспорта и скота. Проблема в том, насколько просчитаны последствия этих акций. Возможно, их инициаторы убеждены, что деньги из воровских общаков и карманов гастарбайтеров текут в сейфы и подвалы центробанка Грузии.

Как помогут защите российских интересов семьи грузинских строителей, водителей и торговцев, потерявшие средства к существованию? Происходящие чистки – не только циничная, но и глупая политика. Если Россия намерена всерьез бороться с нынешними правителями Грузии, ей следует не настраивать против себя, а, наоборот, наладить тесные формальные и неформальные контакты с грузинской диаспорой. Бережное отношение к грузинским рабочим и бизнесменам неизбежно станет известно на их родине и будет выгодно восприниматься на фоне лихорадочных акций Тбилиси. Рост денежных переводов и другой корреспонденции повлияет на общественное мнение соотечественников на родине куда больше, чем их запрет, и позволит поддерживать оппозицию даже в случае полного разрыва отношений, как это получилось с кубинской диаспорой в США. Наконец, тесные связи с диаспорой позволяют создавать новую национальную элиту, лояльно относящуюся к стране пребывания. Выходцы из США Валдас Адамкус и Тоомас Хендрик Ильвес возглавили Литву и Эстонию, выросшая в Канаде Вайра Вике-Фрейберга – Латвию.