От редакции: Недопереподготовка

Молодые люди, задумывающиеся о военной карьере, помимо прочего думают и о будущем. Что с ними будет после увольнения из армии или в случае ранения. Исследование социологического центра Минобороны показало, что более 63% уволившихся в запас и 55% инвалидов боевых действий покинули армейские ряды в возрасте от 21 до 50 лет, когда человек может работать, не надеясь только на пенсию. При этом 46% уволенных в запас считают, что их трудоустройству мешает отсутствие гражданской специальности, 24% придерживаются противоположного мнения, 15% затруднились ответить и столько же полагают, что их специальность востребована.

Из Вооруженных сил за последние 10 лет были уволены десятки тысяч офицеров. По данным социологов, не работают сейчас 14% отставников и почти половина инвалидов. Почему тысячи трудоспособных людей не нашли работу? Подготовку по гражданской специальности не проходили почти 82% уволенных в запас и 83% инвалидов, получили новую профессию или проходят обучение всего 15% уволенных и 6,6% инвалидов. Причем большинство профессиональных центров для бывших военных действовали при поддержке программ российско-британского сотрудничества, НАТО и Евросоюза. Зарубежные источники финансирования сейчас значительно сократились: действует только программа НАТО, предусматривающая выделение около 420 000 евро в год. Российское военное ведомство и региональные власти не торопятся восполнить дефицит. Вследствие этого уровень подготовки на курсах падает, а более 60% бывших военных и инвалидов боевых действий, прошедших переобучение, не смогли устроиться по новой специальности. Государственные службы занятости помогли трудоустроиться всего 2% инвалидов и 3% отставников, 67,5% уволенных в запас и 47% инвалидов нашли работу через друзей и родственников. Для сравнения: во Франции 70% выпускников курсов переподготовки находят себе работу с помощью госорганов.

Как изменить эту ситуацию? Можно, в частности, взять за образец пример Франции. Оборонное ведомство этой страны ежегодно тратит на профессиональную переподготовку увольняемых в запас офицеров и контрактников около 300 млн евро. Деньги, конечно, большие, но это 0,7% французского военного бюджета. Если бы Россия на те же цели тратила такую же долю своего военного бюджета, то получилось бы 150 млн евро (это 0,7% от 23,8 млрд евро, бюджета на 2007 г.). Непосильные ли это деньги?

Армия относится к институтам, безусловно вредным для здоровья. Компенсацией за этот вред всегда служили льготы и привилегии, действующие после службы. Если их исключить, привлекательность армии для потенциальных офицеров резко упадет. Она сейчас и так почти на нуле: только в 2004 г., по словам бывшего начальника Генштаба Анатолия Квашнина, потери от досрочного увольнения 10 000 молодых офицеров составили более 2,5 млрд руб. (75 млн евро). Пока не подсчитаны потери от досрочного увольнения в 2005 г. почти 13% солдат и сержантов контрактной службы (около 20 000 человек).