От редакции: Страна здоровых

Принцип “лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным” в России понимается слишком буквально. Существования бедных и больных власти и общество предпочитают просто не замечать.

Как заявил на днях уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, в России 148 000 инвалидов, имеющих право на бесплатное или льготное обеспечение автомашиной “Ока”, не получили ее до сих пор. Причем 83 000 нуждающихся – инвалиды Великой Отечественной войны. В 2005 г., по данным омбудсмена, на 393,1 млн бюджетных рублей (а на праздничные мероприятия в честь 60-летия Победы было, напомним, истрачено 6 млрд руб.) государство закупило 3931 “Оку” для инвалидов войны. В этом году казна потратит 693 млн руб., этой суммы хватит приблизительно на 6000 машин. (Вопрос о том, можно ли считать хорошим подарком крайне небезопасный автомобиль “Ока”, отложим пока в сторону.)

Для сравнения: Франция, где число инвалидов по ранению (в их число включены ветераны колониальных войн и конфликтов 1950–1960-х гг.) не превышает 70 000 человек, на приобретение и замену их автотранспорта ежегодно тратит 90–95 млн евро. “Если в последующем сохранится тот же уровень финансирования, то обеспечение спецавтотранспортом инвалидов затянется более чем на 20 лет”, – сетует Лукин.

По данным Росстата, в 2005 г. число инвалидов достигло почти 11,5 млн. Ежегодно оно увеличивается более чем на 500 000, из них 5000–5500 – люди с нарушениями опорно-двигательной системы. Получается, что ежегодное поступление спецмашин едва превышает прирост числа нуждающихся в них. Государство как бы платит проценты, но не выплачивает основную часть долга. Да это и не долг в чистом виде – это помощь людям, которые могли бы отплатить государству честным трудом. По данным Росстата, от 37% до 49% граждан, признанных инвалидами, могли бы продолжать свою трудовую деятельность.

Может быть, автомобили “Ока” – частная недоработка, а в остальном инвалиды охвачены заботой государства? Безусловно, кое-что делается. В частности, в столице большинство поликлиник оборудованы пандусами для колясок, на ряде маршрутов заработали автобусы, троллейбусы и трамваи с низким полом, приспособленные для перевозки инвалидов, наконец, механизмы для подъема колясок появились на некоторых станциях метро. Однако эти мелкие изменения не способны сделать российские города комфортной средой обитания для миллионов инвалидов. Невероятно, но факт: директор Центрального музея Вооруженных сил Александр Никонов уже несколько лет не может добиться сооружения пандуса, чтобы в музей могли прийти его герои – инвалиды войн.