От редакции: Кольцо враждебности

Идея закрыть Москву от приезжих родилась не в постсоветское и не в советское время. Еще до революции городская управа пыталась ограничить приток гостей, требуя обязательного трудоустройства для наемных рабочих или имущественного ценза для других сословий. В советский период заградительным барьером была паспортная система, запрещавшая селиться в “образцовом коммунистическом городе” крестьянам, бежавшим от колхозов, бывшим заключенным и обычным гражданам СССР, прибывшим в столицу без штампа в паспорте о браке с жителем Москвы или документа о найме на работу по оргнабору. Писатель Владимир Войнович в антиутопии “Москва-2042” описал бетонную стену и колючую проволоку первого “кольца враждебности”, отделявшего Москву от остальной территории Советского Союза.

Прописку в Москве Конституционный суд отменил в 1996 г. Но в столице действует запутанный (и крайне взяткоемкий) порядок регистрации по месту жительства. А на днях Юрий Лужков подписал распоряжение, согласно которому 50% мест на 12 московских продовольственных рынках (из 115), находящихся в собственности города, получат “лучшие российские фермеры и сельскохозяйственные производители”. Кроме того, на прошлой неделе мэр предложил допускать к охране объектов в Москве только те частные охранные предприятия (ЧОП), которые сформированы из жителей столицы.

Понятно желание московского руководства прокатиться на волне, поднятой федеральной властью. Если президент предлагает почистить рынки от этнических преступных группировок, то региональному руководству, по бюрократической логике, полагается проявить еще больший энтузиазм и заняться уже не только группировками, и не только преступными, и не только на рынках.

Заметим, что запрет на определенный вид деятельности в зависимости от места жительства нарушает 37-ю статью Конституции, гарантирующую свободный выбор профессии. Этот запрет в отличие от зачисток нелегалов вряд ли поддержит общественное мнение. По данным прошлогоднего опроса “Левада-центра”, лишь 35% респондентов раздражает большое количество гастарбайтеров, 64% относятся к этому нейтрально или положительно. Лозунги “правого марша” 4 ноября 2005 г., участники которого призывали к очищению России и Москвы от “чужаков”, осудили 52% опрошенных ВЦИОМ, поддержали – 35%, остальные не высказали своего мнения.

Москве есть чем гордиться в области межнациональных отношений. В отличие от Нью-Йорка, Парижа или Берлина здесь никогда не было этнических гетто, куда боялись бы заходить представители других народов. Очень жаль, что мэрия пытается создать “гетто наоборот”, запрещая представителям тех или иных национальностей и регионов заниматься любимым делом.