От редакции: Китайцам легче

Крупный российский бизнес очень хочет за границу. Прошлый год стал рекордным и по количеству заграничных покупок (54 против 27 в 2005 г.), и по размеру сумм, заплаченных россиянами ($10,27 млрд по сравнению с $4,42 млрд в 2005 г.). Но российская экономическая экспансия могла бы быть гораздо больше. По подсчетам аналитической группы M & А-Intelligence журнала “Слияния и поглощения”, за 12 месяцев прошлого года и январь текущего объемы сорвавшихся зарубежных сделок российских компаний составили $50,2 млрд (13 сделок).

Вряд ли кто-нибудь воозьмется точно оценить, сколько “политики” было в решении акционеров Arcelor выбрать Mittal Steel, а не “Северсталь”. Индийцы предложили лучшую цену, на что указал и владелец “Северстали” Алексей Мордашов. Другим российским металлургам заграничная сделка вполне удалась – компания “Евраз” купила американскую Oregon Steel Mills.

Но тем не менее ошибочно думать, что на пути российской экспансии вовсе нет политических преград. По данным M & А-Intelligence, из 13 сделок, сорвавшихся за последние 13 месяцев, целых девять (на сумму $35,8 млрд) относятся к нефтегазовой и энергетической отраслям. Не везло “Лукойлу”, “Газпрому” и РАО ЕЭС. И тут дело уже не только в умении договариваться. В нефтегазовой отрасли политика значит не меньше, чем капитал. “Газпрому” в прошлом году не удалось реализовать амбициозный план по выходу на европейского конечного потребителя. Вместо бонусов от российского председательства в “восьмерке”, главной темой которого была энергетическая безопасность, и “Газпром” и Россия получили шквал критики. После ухода с поста канцлера Герхарда Шредера осложнились и политические, и энергетические отношения с Германией, которая раньше была основным энергопартнером России в Европе.

Но помимо европейской экономической политики, которую кратко можно сформулировать как “пропуск в Европу в обмен на допуск к месторождениям”, российской экспансии мешает и политика внутрироссийская. Все предпосылки к тому, чтобы считать экономическую экспансию российского бизнеса политической экспансией Кремля, были созданы внутри России, а не придуманы западными журналистами на пустом месте.

Политика и экономика, особенно в случае нефти и газа, неразделимы, и нужно работать над тем, чтобы российская политика – как внутренняя, так и внешняя – способствовала лучшему восприятию России и ее бизнеса за рубежом. Необходимо и на должном уровне лоббировать сделки, и не создавать постоянного негативного фона. В конечном счете все зависит от имиджа, который формируется не деньгами, а делами. Пока плохо и с делами, и с имиджем: в начале прошлого года компания Global Market Insite и английский консультант Саймон Анхольт провели денежную оценку национальных брендов – Россия заняла 13-е место из 35 с оценкой $663 млрд. Американские компании (стоимость бренда США – $17,89 трлн) или немецкие ($4,58 трлн) с такими проблемами, как российские, не сталкиваются. Даже китайским компаниям с брендом Китая, лишь ненамного перевешивающим российский ($712 млрд), проще – по подсчетам M & А-Intelligence, в прошлом году у них сорвалось лишь восемь сделок приблизительно на $10 млрд.