От редакции: Условная собственность

Мэрия Москвы разработала два документа, призванных, по мысли чиновников, помочь в решении злополучного квартирного вопроса и превратить столицу в город, удобный для проживания. Один документ дает преференции москвичам в покупке квартир, зато другой серьезно ограничивает их право собственности на недвижимость. В полном соответствии с законом сохранения энергии.

Первый документ – изданное на днях постановление правительства Москвы, которое должно обезопасить столичную недвижимость от скупки приезжими и снизить цены на квартиры для тех, кто живет в столице больше 10 лет. Предпочтение при продаже земли под строительство домов экономкласса получат компании, которые предложат наиболее льготные условия для москвичей.

Второй документ – разработанный департаментом земельных ресурсов проект постановления “О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в городе Москве”. Чиновников огорчает, что “возможность реализации градостроительных проектов <...> ограничивается наличием земельных участков, использование которых не отвечает потребностям развития городской инфраструктуры, но права на которые приобретены их владельцами на законных основаниях”. Как же преодолеть это досадное препятствие? В департаменте хотят приравнять строительство многоквартирных домов и объектов городской инфраструктуры к городским государственным нуждам, что позволит изымать те или иные участки. Соответствующие поправки должны быть внесены в находящийся на рассмотрении в Мосгордуме закон “О землепользовании и застройке в г. Москве”. Решение об изъятии участка для строительства согласно Генплану будет оформляться постановлением правительства Москвы. Чиновников не смущает, что строительство жилых домов не входит в утвержденный 49-й статьей Земельного кодекса исчерпывающий перечень государственных и муниципальных нужд, а 63-я статья Градостроительного кодекса указывает, что выкупать землю согласно Генплану можно только с согласия гордумы.

Если оба документа вступят в силу в нынешней редакции, то чиновники мэрии и префектур получат дополнительные рычаги для переселения жильцов и организаций. Оценку объектов недвижимости для выплаты компенсаций будут заказывать они же. Примеров “независимой” оценки стоимости столичной недвижимости чиновниками немало. Осенью 2006 г. обитателю Остоженки предлагали продать квартиру по $8000 за 1 кв. м вместо $12 000, а жительнице Южного Бутова Ольге Прокофьевой навязывали летом прошлого года обмен дома и участка в 10 соток рыночной стоимостью $250 000–300 000 на однокомнатную квартиру ценой $80 000–85 000. Так что, москвичи, будьте осторожны: может получиться, что, купив квартиру дешевле рынка, вы потом и продать ее по рыночной цене не сможете.

Москвичи имеют опыт длительных, но успешных тяжб со столичными властями в Конституционном и Верховном судах. Как показали события в Южном Бутове и на Остоженке, горожане ради защиты своих интересов способны преодолеть разобщенность и совместно защищать свои дома.