От редакции: Перегнать 1913-й

Министра обороны Сергея Иванова волнует не только боеспособность вверенной ему армии, не только дедовщина в казармах и бесквартирье офицеров. Вчера министр, выступая перед депутатами Госдумы, поведал о другой проблеме. “На всю страну – 1100 генералов, и они скоро станут вымирающим видом. Эти 1100 генералов в подавляющем большинстве пашут <...> Покажите мне хоть одну дачу, которую строят солдаты для генерала. На Рублевке сейчас они не живут”, – заявил он. Почему это так важно?

Иванов раньше не раз заявлял, что одна из целей военной реформы – сокращение численности армии и достижение оптимальной организационной структуры. Один из показателей современного устройства вооруженных сил – соотношение высших чинов и общей численности военнослужащих. В 1990-е гг. в российской армии сокращение генералов шло значительно медленнее, чем всей армии. На одного генерала, по разным оценкам, приходилось от 600 до 800 солдат и офицеров. В 2006 г. из армии и флота были уволены 300 генералов и адмиралов, и теперь на 1,13 млн военнослужащих приходится 1100 высших чинов, а значит, соотношение почти равно одному к 1000. Министр в прошлом уверял, что это хороший показатель для передовой армии.

Пока отечественные вооруженные силы по этому показателю перегнали лишь себя образца 1913 г., когда на 1,4 млн солдат и офицеров приходились 1480 генералов и адмиралов. В конце Великой Отечественной войны на одного генерала и адмирала приходилось чуть более 2000 бойцов и командиров, в 1990 г. – около 2100. В современной американской армии один условный генерал командует 2000 военнослужащих, во французской – 1700.

Впрочем, даже если забыть о дедовщине, количество генералов – не главная проблема отечественной армии, тем более что в мировой военной теории нет общепринятого “золотого сечения” соотношения высших чинов к общей численности. Многое зависит от размеров страны и ее геополитического положения. Удивительно другое – сохраняется институт прикомандирования высших офицеров и генералов к различным гражданским ведомствам. Сохраняется и неоправданно высокая численность штабных и управленческих структур. По официальным данным, в центральном аппарате Минобороны работают около 10 200 офицеров, генералов и гражданских служащих. Численность главкоматов, штабов округов и флотов – военная тайна. Для сравнения: весь управленческий персонал французской армии (численность – 347 000 человек) составляет около 4500 военных и гражданских служащих.

По мнению экспертов лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода, полный переход на профессиональную армию мог бы позволить снизить ее численность до 700 000, повысив мобильность и боеспособность. Все социологические опросы говорят о том, что переход на контракт популярен в обществе. Однако Сергей Иванов упорно настаивает на сохранении призыва и обещает сократить армию до 1 млн лишь к 2015 г.