Статья опубликована в № 1797 от 09.02.2007 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Самолет и человек

Самолет и человек

Нынешние отличные отношения между Россией и Индией, набирающей силу “страной XXI века”, стали возможны во многом благодаря людям, сохранившим взаимные военно-технические связи в смутные 90-е. Этапным в этом отношении стал подписанный 10 лет назад контракт на разработку и поставку, с учетом лицензионного производства в Индии, 180 тяжелых истребителей Су-30МКИ на сумму свыше $4 млрд. Вчера главком индийских ВВС маршал Тьяги заявил о том, что уже в этом году Индия подпишет контракт о покупке дополнительно 40 таких самолетов, кроме того, в этом же году возможен контракт на поставку еще 18 машин взамен проданных в Индию в конце 90-х истребителей упрощенной модификации Су-30К. Это добавит к $4 млрд еще по крайней мере $2 млрд и до 2015 г. загрузит иркутский авиазавод, который, по логике вещей, должен был закрыться в начале 90-х.

Но самое главное, что успешная реализация проекта Су-30МКИ вывела российские самолеты из традиционной ниши простого и дешевого оружия. На самолет были поставлены не только самые новые российские системы и вооружения, которых до сих пор нет у ВВС России, но и французское и израильское оборудование.

Благодаря этому в 2003 г. “сушку”, а не американский F-18F выбрала Малайзия. С учетом алжирского заказа на 28 самолетов и возможных поставок в Ливию, где нашей модели также придется соперничать с очень сильным французским конкурентом в лице истребителя “Рафаль”, общее количество изготовленных машин может достичь почти 300 – количества, сравнимого с крупнейшими западными военными авиационными программами. В середине 90-х возможности создания такого самолета были не очевидны. Генконструктору “Сухого” Михаилу Симонову, по рассказам очевидцев, пришлось пустить в ход все свое умение пить не закусывая, дабы заинтересовать индийских военных еще не существовавшей тогда машиной. $300 млн, сумму неподъемную для авиапромышленности даже сейчас, Иркутскому авиазаводу пришлось брать в долг для оплаты работ ОКБ “Сухого”. Зато в результате именно совладельцы завода во главе с Алексеем Федоровым стали тем ядром, вокруг которого теперь создается Объединенная авиастроительная корпорация, а с Индией идут переговоры о совместной разработке истребителя уже пятого поколения.

Один из авиационных журналистов, оглядывая после осмотра сборочного цеха в Иркутске ржавевшую на заводском аэродроме облупленную “сушку” с красными звездами на крыльях, с завистью сказал: “На каком же хламе приходится летать нашим летчикам, и какие самолеты при этом мы делаем индийцам!” Увы, индийские военные оказались и более требовательными, и более состоятельными заказчиками для российского авиапрома, чем родные ВВС.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать