От редакции: Берега Атлантики

Канцлер Германии Ангела Меркель всерьез настроилась на возрождение трансатлантических отношений. Меркель считает, что перед лицом конкуренции со стороны быстро развивающихся стран, таких, как Индия и Китай, крупнейшим развитым экономикам – Евросоюзу и США – необходимо объединить усилия.

Уже в конце апреля на саммите ЕС – США в Вашингтоне начнется подготовка масштабного проекта, предполагающего гармонизацию американских и европейских технических стандартов и норм регулирования в 40 секторах экономики. Практически речь идет о создании таких правил игры, которые в будущем приведут к появлению единого трансатлантического рынка.

Задача не выглядит фантастической. В условиях глобализации географическая разобщенность Европы и США не может препятствовать экономической интеграции. Со времен плана Маршалла пути экономического развития Западной Европы и США тесно переплетены. В 2005 г. из США в Европу было экспортировано товаров и услуг на 150 млрд евро (21% всего американского экспорта), а из Евросоюза в США – более чем на 251 млрд евро (23% всего экспорта).

Препятствием на пути дальнейшей интеграции могут быть только политические разногласия. Но они, судя по всему, будут сглаживаться. Пока тон в ЕС задавала старая гвардия во главе с Жаком Шираком и Герхардом Шредером, отношения Европы и США были прохладными. Но с приходом Ангелы Меркель процесс смягчения отношений начался и с большой вероятностью может продолжиться со сменой власти во Франции.

Для того чтобы преуспеть в глобальной конкуренции, России тоже нужно с кем-то гармонизироваться. Сегодня российская экономика нуждается в колоссальных инвестициях и, что еще важнее, в тотальной модернизации, для чего необходимы инновации и знания. Для их привлечения требуются надежные и привычные для инвестора правила игры. Но своеобразное состояние отечественных правоохранительных и рыночных институтов ставит Россию в сложное положение. С кем интегрироваться?

Может быть, Россия все еще способна стать экономическим лидером для стран и территорий бывшего СССР?

Но идея единого экономического пространства практически похоронена, как и проект союзного государства с Белоруссией. Постсоветские государства уже не являются приоритетом внешней политики Кремля, а доля СНГ во внешней торговле России в последнее время снижается. Постсоветское пространство распадается на части, все больше отличающиеся друг от друга по экономическому и политическому уровню развития – одни уже далеко ушли по пути гармонизации с ЕС, как страны Балтии, другие стремятся к этому (Украина и Грузия), третьи все больше отдаляются от рыночных и демократических принципов (Туркменистан и Белоруссия). При этом политические разногласия между Россией и бывшими советскими республиками все чаще препятствуют экономическому сотрудничеству.

Гармонизации с Европой мешают политические разногласия и культурные различия. Причем культурный фактор сами представители бизнеса считают более важным: 67% руководителей, опрошенных PricewaterhouseCoopers, при проведении международных сделок ожидают проблем и конфликтов из-за культурных различий. Политические препятствия как серьезный барьер на внешних рынках назвали только 33% опрошенных.

Между тем все громче звучит тема “азиатского пути” для России. Наблюдаются активные попытки наладить промышленную политику, ограничить рынок и интенсифицировать взаимоотношения с Китаем. У подобной гармонизации и интеграции есть своя логика: основой российской экономики является ТЭК и если сегодня основным потребителем и мировых, и российских энергоресурсов являются развитые страны, то в среднесрочной и долгосрочной перспективе ситуация изменится – по прогнозам CERA, к 2015 г. 50% мировой энергии будут потреблять азиатские страны. Но ресурсы конечны, и одно только топливо не может быть серьезным интегратором.