От редакции: Дань бюджету

Собираемость НДС падает, а возмещение экспортного НДС растет. За первые два месяца 2007 г. поступления НДС в казну составили 149,9 млрд руб., что на 23% меньше, чем за январь – февраль прошлого года. Возврат же НДС вырос на 18,2%. Это хорошая новость для сторонников снижения ставки НДС, ведь главный аргумент Министерства финансов, которое трогать НДС не хочет, – фискальная важность этого налога.

Идею повысить налогообложение газовой отрасли поддерживают и в Минэкономразвития. Эта мера и правда выглядит логично – нефтяные сверхдоходы давно обложены сверхналогами, чего пока удалось избежать газовой отрасли. Налоговое бремя на нефтяников остается столь высоким, что в мартовском докладе эксперты Альфа-банка значительно снизили свою оценку стоимости основных российских нефтяных компаний.

Еще в прошлом году Минфин рассчитывал, что по мере снижения цен на нефть роль бюджетного кормильца перейдет от налога на добычу полезных ископаемых к НДС. Тогда прогнозировалось, что доля НДПИ в доходах федерального бюджета в 2009 г. составит лишь 10,8%, а доля НДС вырастет до 40,5%. При этом по результатам 2006 г. доля НДПИ в федеральном бюджете составила 36,5%, а НДС – 30,8%.

Надежды Минфина оправдаются только в том случае, если собираемость НДС будет расти очень внушительными темпами. Между тем собираемость НДС не росла, как нужно, и в 2006 г., а данные за первые месяцы 2007 г. неутешительны. Эксперты призывают не судить по двум месяцам, но тенденция оформилась уже в прошлом году. Похоже, придется отказаться от замещения нефтяных поступлений на НДС. Косвенным тому подтверждением может быть все активнее обсуждаемая идея повышения газового НДПИ.

Ситуация с ростом добычи газа хуже, чем в нефтянке: в январе – феврале 2007 г. добыча природного газа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 0,2%. Возможно, повышение НДПИ даже заставит монополию эффективнее расходовать средства, но вот рентабельности независимых производителей, у которых в отличие от “Газпрома” есть прирост добычи, может быть нанесен серьезный урон.

Сейчас речь идет о повышении газового НДПИ с 2008 г., и за оставшееся время можно детально проработать стимулирующий механизм. Настораживает другое: Минфин, которому сегодня принадлежит ведущая роль в формировании налоговой политики России, обеспокоен исключительно пополнением бюджета. Это спорная логика: налоги – слишком серьезный экономический инструмент, чтобы рассматривать их только как источник доходов бюджета. Ведь очевидно, что при расходах бюджета, растущих быстрее ВВП, в фискальной логике у правительства только один выход – планомерное повышение налогового бремени. При таком подходе про стимулирование экономики, как и про ее диверсификацию, можно забыть.