От редакции: Виртуальная угроза

Латвия и Россия подписали договор о границе. Теперь Пыталово не попадет в Евросоюз, зато сам ЕС получит кусок четкой границы на востоке.

Договор о границе находился в подвешенном состоянии два года: в 2005 г. камнем преткновения стала разъяснительная декларация, в которой латвийская сторона апеллировала к границе 1920 г. (по ней в состав Латвии входил нынешний Пыталовский район Псковской области). В этом году президент и сейм Латвии сняли этот пункт. Основной причиной уступки латышей стали, очевидно, требования ЕС к новым членам разрешить территориальные конфликты и охранять границу по стандартам ЕС, а также заведомое отсутствие перспектив в территориальном споре с Россией.

Впрочем, в диалоге появилась и экономическая составляющая. Вчера латышский премьер Айгар Калвитис встречался с главой “Газпрома” Алексеем Миллером. Помимо прочего они обсуждали возможность использования латышских подземных хранилищ газа (ПХГ) в проекте Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Речь идет о Добельском газохранилище, потенциальная емкость которого составляет 50 млрд куб. м. Для его подключения к СЕГ необходимо построить ветку длиной 160 км, что, по оценкам латышских экспертов, обойдется в 0,6–1 млрд евро.

Эта ветка вроде бы не очень-то нужна “Газпрому”. Чтобы начать строительство морской части СЕГ по дну Балтийского моря, необходимо получить разрешения от стран, эксклюзивные экономические зоны и территориальные воды которых пересечет газопровод, – Германии, Дании, Швеции и Финляндии. Nord Stream (оператор проекта), который на прошлой неделе заявил о завершении первой стадии международных консультаций по оценке воздействия проекта на окружающую среду, настроен оптимистично – к осени все критические замечания (а с ноября 2006 г. уже набралось 129 подобных заявлений) будут учтены. Правда, вчера представители финского экологического ведомства выступили с критикой уже подготовленной документации. Серьезные претензии предъявляли шведы. А недавно Ангела Меркель, канцлер председательствующей в ЕС Германии, недвусмысленно дала понять, что Европа по вопросу энергетической политики, и в частности СЕГ, будет придерживаться консолидированной позиции. Это значит, что будут учитываться мнения балтийских стран и Польши, также выступающих с критикой проекта.

В этой ситуации, договорившись с Латвией, Россия получает союзника в ЕС, а также потенциально – вариант изменения схемы трубопровода в случае упрямства скандинавских экологов. Угроза скорее так и останется виртуальной, но сработать может. Ну а латвийские политики в течение какого-то времени смогут успокаивать защитников территорий видами газовых перспектив.