От редакции: Трубная автономия

При таком росте добычи экспорт существенно расти не будет и трубы заполнить будет нечем. Надеяться же на ускорение темпов роста не стоит – последние годы рост только сокращался (в 2003 г. – 11%, в 2005 г. – 2,5%). Компании все меньше инвестируют в добычу и разведку. Между тем, по данным Министерства природных ресурсов, крупные и разработанные месторождения, на которые приходится 75% добычи, близки к истощению. Надеяться на увеличение добычи за счет разработки новых месторождений тоже не стоит: в марте Альфа-банк значительно понизил свои рейтинги российских нефтяных компаний, объясняя это как раз ситуацией с новыми месторождениями – из-за высоких налогов их разработка становится нерентабельной.

Стремление России к транзитной независимости становится все более выраженным. Энергично обсуждаются планы строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС), которая позволит поставлять нефть в Европу в обход Белоруссии и Польши. Уже строятся Северо-Европейский газопровод, который будет доставлять газ в Европу напрямую, и трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), который позволит существенно нарастить поставки нефти в Китай. Но и транзитная независимость, и диверсификация потребителей сталкиваются с одной и той же проблемой: амбициозные планы не подкреплены ресурсной базой.

Идея БТС-2 родилась в начале года после нефтяных столкновений с Белоруссией. Чиновники утверждают, что речь идет лишь о диверсификации транзитных рисков, а не об отказе от старых экспортных путей, но в действительности это не совсем так. Пропускная способность БТС сегодня составляет 76 млн т. Ее можно увеличить на 80 млн т, считает глава “Транснефти” Семен Вайншток, но в этом случае вполне вероятно, что на белорусскую часть “Дружбы” (пропускная способность – 135 млн т) нефти просто не хватит. Такая ситуация уже сложилась с ВСТО. Планируемое увеличение пропускной способности трубопровода с 30 млн т до 80 млн т откладывается – уровень добычи нефти в Восточной Сибири не позволяет освоить такой объем.

В прошлом году “Транснефть” заявила о профиците мощностей по прокачке нефти в дальнее зарубежье. Правда, после аварии на трубопроводе “Дружба” и последовавшей приостановки поставок нефти в Литву профицит исчез, но без учета подобных инцидентов уже существующие трубы полностью не заполняются.

Чем же будут заполняться новые ветки? В прошлом году трубопроводная прокачка нефти в дальнее зарубежье выросла лишь на 1,7%, увеличившись с 190,2 млн т в 2005 г. до 193,6 млн т. Экспорт же в целом сокращается: по данным Росстата, в 2006 г. объем экспорта нефти и газового конденсата составил 248,4 млн т, что на 2% ниже, чем в 2005 г. Рост добычи составил лишь 2,2%.

Желание добиться транзитной независимости, как и планы торговать и с Европой, и с Азией, вполне рациональны. Но для того чтобы бесконечные планы новых и новых трубопроводов не казались виртуальными, необходим должный уровень нефтедобычи. Между тем, по предварительным оценкам, чистая прибыль большинства российских нефтедобывающих компаний по результатам 2006 г. будет заметно ниже, чем в 2005 г. Чистая прибыль “Сургутнефтегаза”, который уже выпустил отчетность, в 2006 г. сократилась на 33%. При этом цена на нефть Urals в прошлом году выросла на 25%. Причина известна: по мере роста цен государство увеличивает и налогообложение нефтяных компаний, причем опережающими темпами: экспортные пошлины увеличились почти на 50%, а ставка налога на добычу полезных ископаемых – на 31%. Аналитики Альфа-банка отмечают, что рост налогов нивелировал до 90% эффекта от роста цен, а растущая себестоимость добычи и реализации нефти перекрывает оставшиеся 10%. Правда, подобная налоговая политика государства заставляет нефтяные компании переориентироваться на нефтепереработку, что можно только приветствовать, но бензин по трубам не пустишь.