От редакции: Домашние проблемы

Джордж Буш стремительно теряет авторитет и влияние. С ним считаются все меньше, а сам он идет на компромисс в, казалось бы, принципиальных вопросах. Это не просто превращение в “хромую утку”, это закономерность политического процесса в США, иллюстрирующая неожиданную дополнительную пользу института выборов.

Еще в марте Джордж Буш совершил неудачное латиноамериканское турне – денег соседям он почти не привез, а слоган “Америка с вами” мало кто принимал всерьез, особенно на фоне параллельного турне Уго Чавеса. Затем была чрезвычайно мягкая реакция на подчеркнуто жесткие выказывания Владимира Путина в Мюнхене. Визит в Москву министра обороны Роберта Гейтса с предложением участвовать в американской системе ПРО закончился ничем.

Направленные в Ирак дополнительные войска пока с ситуацией справиться не смогли: теракты происходят почти каждый день, американская армия несет потери. Попытка американцев разделить шиитов и суннитов стеной в Багдаде вызвала возмущение обеих сторон, и иракский премьер Нури аль-Малики приказал прекратить стройку. Иракская тема бьет по Бушу и внутри страны: конгресс согласовал законопроект, увязывающий финансирование нынешней операции в Ираке с выводом войск. Законодатели выделят $100 млрд при условии, что вывод подразделений начнется 1 октября и закончится 31 марта 2008 г. А если Буш не докажет конгрессу, что операция проходит успешно, вывод может начаться уже 1 июля.

Есть еще и предложение начать процедуру импичмента вице-президента Дика Чейни за искажение разведданных по ситуации в Ираке с целью “обмануть граждан и конгресс США”. Эта инициатива вряд ли грозит чем-то Дику Чейни. А законопроект о выводе войск безусловно ожидает вето Джорджа Буша. Зато воинственная риторика в адрес Ирана в последнее время практически сошла на нет. И Буш даже благословил госсекретаря Кондолизу Райс прекратить бойкот Ирана и вступить в переговоры с иранским министром иностранных дел Манушером Моттаки (эта встреча может состояться на конференции по Ираку в начале мая).

На самом деле американскому президенту предстоит много и активно работать – но все больше на внутреннем политическом поле. Внешняя политика играет очень небольшую роль в американских предвыборных кампаниях. Гражданам ближе вопросы экономики, социальной защиты, пенсий. Именно в эти темы по мере приближения выборов будут все больше погружаться демократы и республиканцы. Задача Буша – оставить Белый дом за республиканцами и уменьшить разрыв между ними и демократами в конгрессе. Для этого надо обеспечить лояльность “неопределившихся” из числа среднего класса. Считается, что таковых на выборах 30–40%. Кроме того, именно средний класс приносит самую массовую долю пожертвований. Поэтому сейчас республиканцы будут пытаться стать компромиссной и гибкой партией, будут внимательны к опросам общественного мнения, будут тщательно отбирать социальные группы, на которые надо влиять, чтобы получить дополнительные полпроцента. У Белого дома просто перестанет хватать времени и сил на разработку внешнеполитических инициатив.

Конечно, внешняя политика может проявляться в виде похоронок, приходящих избирателям из Ирака, или в суммах, отвлеченных на войну (по данным исследовательского центра National Priorities Project, каждое американское домохозяйство потратит на войну в Ираке $4100). Но в настоящий момент ни у республиканцев, ни у демократов нет ясного понимания того, что делать с Ираком, и войска там останутся.

Зато в Иране ничего серьезного не будет – вторая война слишком серьезно сказалась бы на внутренних позициях республиканцев. В Вашингтоне, похоже, побеждает тезис о том, что, пока намерения Ирана остаются неизвестными, надо влиять на намерения.

Но главное – политическая традиция. В США так ценят свою выборную кампанию, что во время нее не принято делать резких внешнеполитических шагов, которые могли бы кампанию поставить под удар.