От редакции: Инструменты Кудрина

До начала мая первый трехлетний бюджет будет внесен в Думу. Вчера Владимир Путин подписал закон, вносящий соответствующие поправки в Бюджетный кодекс и предусматривающий переход правительства на трехлетнее финансовое планирование, а в четверг правительство одобрило первый подобный проект – бюджет на 2008–2010 гг. Помимо большего горизонта планирования, главные особенности нового подхода к бюджетированию – конкретизация дискуссий и блокирование усилий лоббистов.

Поправки в Бюджетный кодекс, благодаря которым принятие трехлетнего бюджета стало возможным, изменили и процесс прохождения бюджета через Госдуму. Депутаты хотели бы получить больше полномочий в рассмотрении инвестпроектов. Но проекты стоимостью менее 600 млн руб. отданы ведомствам, а те, что свыше 600 млн и менее 8 млрд руб., – правительству. Пороговая стоимость проектов, которые должны одобряться парламентом, первоначально была на уровне 10 млрд руб., но депутатам удалось отыграть 2 млрд. По процедуре прохождения бюджет уравняли с другими законами, и через нижнюю палату парламента проект бюджета будет проходить не в четыре чтения, как раньше, а в три.

Желание оградить главный документ страны от депутатов прослеживается и в другом нововведении – в этом году бюджет будет принят заметно раньше обычного срока. Уже в ближайшие дни проект будет внесен в Думу, а принят он будет, по прогнозам чиновников и депутатов, к июлю. Обычно бюджет вносится в августе и дискуссии идут всю осень – но в этом году предстоят выборы в Госдуму, и ранним принятием трехлетки чиновники надеются избежать излишней политизированности ее рассмотрения.

Основные параметры внутри трехлетки в идеале пересматриваться уже не должны. В ходе бюджетных чтений последующих лет работа чиновников и депутатов должна свестись к детализации статей и распределению заранее просчитанной нераспределенной части расходов. Такой подход закладывает новые правила игры для получателей бюджетных денег, и их нельзя не приветствовать.

Если запланированный в трехлетке общий объем расходов бюджета нельзя будет увеличить при рассмотрении бюджета следующего года, то усилия лоббистов будут направлены не на раздувание бюджета, а на конкуренцию за имеющиеся средства с другими ведомствами. По оценке экспертов, заложенных в проект трехлетки нераспределенных средств, очевидно, будет не хватать на все просьбы чиновников и тут должен заработать еще один инструмент повышения эффективности – “генеральная уборка бюджетного дома” по Кудрину. Речь идет о минимизации и сокращении неэффективных расходов государства и перенаправлении сэкономленных средств на новые проекты. Если для получения финансирования чиновникам придется сначала найти “ненужные деньги” в своем или соседнем ведомстве, это может действительно послужить стимулом к повышению общей эффективности расходования госсредств.

Правда, верится в эту идеальную картинку с трудом. В 2008–2009 гг. расходно-доходные параметры трехлетки находятся на грани дефицита, а в бюджете 2010 г. профицита не будет вовсе. Причина – в постоянном увеличении расходов. Когда правительство рассматривало трехлетний бюджет в конце марта, бюджетные траты оказались выше заложенных в трехлетнем финплане, одобренном правительством еще в конце 2006 г., на 500 млрд в 2008 г. и на 755 млрд руб. в 2009 г. В одобренном правительством в четверг варианте трехлетнего бюджета расходные статьи снова были увеличены – в 2008 г. они будут больше лишь на полтора десятка миллиардов рублей, в 2009 г. – уже на 89,2 млрд руб. и на 90 млрд руб. – в 2010 г. Если макроэкономическая ситуация будет неблагоприятной для России, то дефицита бюджета можно ожидать уже в 2008 г., а если все будет хорошо, то никто не сможет удержать чиновников и депутатов от дальнейшего увеличения расходов в ущерб эффективности.