От редакции: Свой Страсбург

Новый российский уполномоченный в Европейском суде по правам человека Вероника Милинчук хотела бы сократить поток жалоб наших сограждан в Страсбург, который достиг в 2006 г. 20 000. Это в два раза больше, чем в 2005 г., и почти четверть от общего числа обращений (90 000) в европейский суд. Ее планы совпадают с намерениями Совета Европы и Еврокомиссии.

За семь лет после присоединения Москвы к Европейской конвенции по правам человека российские граждане в Страсбурге выиграли у своего государства 197 дел из 207, рассмотренных по существу. Однако причины, побуждающие Москву и Брюссель обратить внимание на проблему, отчасти совпадают. Расходы, связанные с деятельностью суда по правам человека, растут. Москва выплатила в 2006 г. своим гражданам 1 376 000 евро и 1 055 000 руб. компенсации, Брюссель потратил в прошлом году на разбор российских жалоб 12 500 000 евро.

В сокращении потока обращений в Страсбург заинтересованы обе стороны. “Я очень надеюсь, что мне удастся сделать все возможное, чтобы вопросы нарушения прав граждан разрешались на национальном уровне”, – заявила вчера Милинчук. Но отечественная правоохранительная система пока дает мало оснований для оптимистичных прогнозов. В 2006 г., по данным судебного департамента при Верховном суде, было осуждено 910 000 человек, из них 326 563 – к реальному лишению свободы (для сравнения: в 2004 г. – 257 000, в 2005 г. – 306 000); оправдано было всего 10 700 человек.

На днях Совет Европы и Еврокомиссия выделили 1,9 млн евро, чтобы обучить 7500 российских судей, 3000 прокуроров и 1800 милиционеров принципам Европейской конвенции по правам человека и уважению их. Однако заграничной помощи недостаточно. Основные усилия для того, чтобы граждане доверяли отечественному правосудию больше, чем европейскому, и чтобы сделать судопроизводство скорым и беспристрастным, должна предпринимать сама Россия.

Тем более удивительно отношение государства к инициативам, которые, по мнению экспертов, способны хотя бы частично решить проблему недоверия к отечественной Фемиде. Еще с 2001 г. в депутатских столах пылится закон об административных судах, предусматривающий создание экстерриториальных судов, рассматривающих в ускоренном порядке споры граждан с госорганами. Полтора года лежит без движения Кодекс административного правосудия. Более года не продвигается законопроект “Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации”. Он предусматривает свободный доступ граждан к решениям судов всех уровней (сейчас электронные базы доступны только в высших, арбитражных и некоторых региональных судах), не содержащим коммерческой, личной и государственной тайны. Его принятие позволит сделать суды более открытыми, а их решения – более понятными для общества.

Реализация инициатив судей не решит всех проблем отечественного правосудия и не сможет полностью ликвидировать недоверия граждан к российским судам, однако способна смягчить некоторые его серьезные огрехи, заставляющие граждан искать правды и справедливости в Страсбурге.