От редакции: Город контрастов

Человечество все быстрее переселяется в города. По данным доклада ООН “Состояние городов мира в 2006–2007 гг.”, к 2030 г. в городах будет проживать 5 млрд из 8,1 млрд жителей Земли. Урбанизация, бывшая синонимом прогресса на протяжении многих веков, все более нуждается в переоценке. Мегаполисы – это не только центры торговли, образования, промышленности и культуры. Это еще трущобы, бедность, преступность и угроза экологии.

Опережающий рост городского населения – общемировая тенденция. В прошлом году, по данным ООН, оно впервые в истории превысило сельское: 3,3 млрд человек против 3,2 млрд. С 1950 г. городское население увеличилось более чем вчетверо, тогда как население Земли в целом выросло за этот же период всего в 2,7 раза. Особенно быстро растут мегаполисы. В 1975 г. в мире насчитывалось всего три агломерации с населением свыше 10 млн человек – Токио, Нью-Йорк и Мехико. В 2005-м их было уже 20 (в том числе Москва). Мегаполисы по-прежнему являются экономическими центрами. Например, датский Копенгаген дает почти половину ВВП страны, Лондон, Вена и Токио – по 28–34%. Богатые мегаполисы сталкиваются с общими проблемами инфраструктуры, транспорта, загрязнения, перенаселения, дефицита энергии. В бедных мегаполисах главной становится проблема трущоб. Население мировых трущоб растет на 27 млн человек в год и, если не принять срочных мер, достигнет к 2020 г. 1,4 млрд человек.

Одна из главных проблем урбанизации – экологическая. Рост числа жителей и, как следствие, личного и общественного транспорта ведет к резкому росту выбросов парниковых газов в атмосферу – города дают 80% их объема. Если нынешние тенденции сохранятся, по прогнозу рабочей группы Международной комиссии по изменению климата ООН, к 2030 г. в сравнении с 2000 г. выбросы могут вырасти на 25–90%. Это может привести к новой волне миграции, вызванной изменениями климата и, как следствие, подтоплением ряда прибрежных местностей, наводнениями и опустыниванием.

Мэры 46 крупнейших городов объединились в ассоциацию C40, в рамках которой пытаются бороться с последствиями изменения климата. Резолюция очередной конференции C40, закончившейся на днях в Нью-Йорке, предполагает сокращение к 2030 г. на треть выбросов парниковых газов в атмосферу. Власти некоторых мегаполисов уже немало сделали в этом направлении. В частности, мэр Лондона Кен Ливингстон ввел плату за въезд личных автомашин в центр города. В Париже строительство трех линий скоростного трамвая привело к сокращению автотрафика на направлениях его движения на 25–30%. Мэр Лос-Анджелеса намерен ввести в эксплуатацию безопасные для природы источники энергии и предложить горожанам альтернативу личного автотранспорта. Для сокращения выбросов мегаполисами беднейших стран фонд Билла Клинтона готов выделить $5 млрд. В частности, на эти деньги планируется перевести теплоснабжение на безопасное топливо, построить солнечные электростанции в Аддис-Абебе. Похожие проекты есть для индийских городов и других южных мегаполисов. Мэр бразильского города Куритиба намерен пересадить жителей с частных автомобилей на метро и другой экологически чистый транспорт. Мэр Москвы в конференции не участвовал.