От редакции: Дума бы Рада

На этой неделе украинский президент Виктор Ющенко объявит дату досрочных выборов Верховной рады. После того как политические оппоненты – Ющенко и премьер-министр Виктор Янукович – договорились, что выборы все же состоятся, дата их проведения стала основной предвыборной интригой. Ранние выборы (во втором указе Ющенко о роспуске Рады значится дата 24 июня) сулят лучшие результаты оппозиции, поздние – Партии регионов (ПР).

Время играет на ПР, рейтинг которой только растет. Оппозиции в лице “Нашей Украины” (НУ) и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) выгоднее провести выборы как можно скорее, пока у их сторонников еще живы воспоминания о последних баталиях и рейтинги их партий не начали снижаться. Опросы общественного мнения, проведенные Киевским международным институтом социологии в апреле, показывают, что ПР набирает вес (за нее готовы проголосовать 35,5% опрошенных по сравнению с 32,1% на выборах 2006 г.), а оппозиция – теряет (за НУ готовы голосовать 12,9% по сравнению с 14% в 2006 г., за БЮТ – 19,6% по сравнению с 22,3%). Опросы “ФОМ-Украина” показывают, что роспуск Рады принес НУ дополнительных 3% (в марте 2007 г. за НУ готовы были голосовать 8% опрошенных, в мае – 11%), ПР – 4% (25% и 29% соответственно), а БЮТ и вовсе потерял 2% (19% и 17%). Именно Юлия Тимошенко торопится больше всех – вчера она призвала прекратить безрезультатные переговоры с Януковичем и начать подготовку к выборам.

Поздние выборы выгодны ПР и по другой причине. Весной Верховная рада, в которой большинство принадлежит ПР, дважды пересматривала параметры бюджета-2007. В марте, еще до своего роспуска, парламентарии увеличили госрасходы на 7,6 млрд грн (почти $1,4 млрд) с целью повышения зарплат и пенсий – этот шаг был согласован правительством и президентом. В начале мая уже распущенная Рада по инициативе правительства увеличила соцрасходы еще на 4,8 млрд грн. Повышение расходов бюджета сработает лишь в том случае, если к выборам появятся первые результаты новых социальных программ.

Вполне вероятно, что на фоне предвыборной кампании это решение Рады позднее будет легитимизировано президентом. Тем более что запланированный дефицит из-за новых трат не увеличится – запланировано и повышение доходов, что вполне вероятно: украинская экономика растет быстрее, чем ожидалось, объем налоговых поступлений может увеличиться.

В России в этом году правительство специально внесло проект бюджета в Госдуму раньше срока, чтобы депутаты не рассматривали его накануне выборов (они пройдут в декабре). Но, похоже, избежать предвыборной бюджетной аргументации не удастся и здесь: вчера “Справедливая Россия” заявила, что не будет голосовать за проект трехлетнего бюджета в первом чтении 25 мая.

И в самом деле, попытка лишить партии ключевого аргумента в и без того бедной политической дискуссии вряд ли логична. Ведь другой ключевой аргумент – “президентскость” – надежно присвоен “Единой Россией” (см. статью на стр. А2). С другой стороны, “президентскость” означает тот же рост бюджетных социальных расходов, объявленный в послании Владимира Путина. Да и эсеры не бьют кулаком по столу: они ведь и против бюджета голосовать не будут – они воздержатся.