Логотип на букву $

В споре, какая компания провела в России самый дорогой ребрендинг, похоже, можно поставить точку. До вчерашнего дня лидером по этой части маркетологи считали сотового оператора МТС, обещавшего потратить на внедрение яйцеобразных логотипов $4 млн. Но вчера президент РЖД Владимир Якунин заявил, что смена традиционного логотипа с крылышками и переход на монограмму из трех красных букв обойдется его компании не менее чем в $150 млн. Президент всего лишь признал, что такая оценка, данная экспертами, “не звучит пугающей”, уточнил менеджер РЖД. Может потребоваться и больше, а может и меньше. На самом деле в компании еще точно не подсчитали стоимость мероприятия. Предстоит перекрасить вагоны (хотя бы пассажирские, которых у РЖД около 40 000), напечатать новый логотип на тоннах рекламных и информационных материалов и изменить бланки билетов. РЖД перестанет использовать старый знак с июля, осенью рассчитывает “засветить” новую символику на бланках билетов и начать рекламную кампанию.

В компании уверенно заявляют, что логотип – это не главное, а главное – реструктуризация РЖД и улучшение качества обслуживания клиентов. Компания превратится в транспортный холдинг широкой сферы деятельности, а, например, пассажирам облегчит жизнь, улучшив навигацию на вокзалах, систему информирования и работу проводников. Именно эти перемены призван отразить новый фирменный стиль.

Все как на Западе. Вот British Petroleum в 2002 г. стала просто BP, что следовало расшифровывать как beyond petroleum (больше чем нефть), чтобы превратиться из нефтяного гиганта в компанию, занимающуюся разными видами энергии, в том числе экологически чистой солнечной. Это и отражал зелено-желтый логотип цветка-солнышка. Еще BP стала сервисной компанией: до 70% доходов ее заправкам обеспечивают сопутствующие услуги. Британцы теперь считают ее “экологичной” маркой, а агентство Young & Rubicam включает логотип в число известнейших сервисных брендов наряду с Citibank и FedEx.

И если сам новый логотип РЖД вызывает у дизайнеров много претензий, то концепция экспертам нравится. Но вот ее судьба вызывает опасения. “РЖД – очень большая структура, миллион туда, миллион сюда, никто особо не считает”, – замечал один из подрядчиков, имевших дело с этой структурой. Будет жаль, если свои миллионы компания потратит только на внешние изменения.