Статья опубликована в № 1868 от 25.05.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: План в черновике

От редакции: План в черновике

Сегодня Дума будет впервые в истории России рассматривать проект бюджета не на один, а сразу на три года вперед. Трехлетний бюджет – инновация, которая, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, должна стать “залогом долгосрочной устойчивости, стабильности и диверсификации российской экономики”. В последние годы именно бюджетная политика, с ее постоянным ростом госрасходов, вносила в относительно стабильную макроэкономическую ситуацию фактор неопределенности. Если трехлетний бюджет не только будет принят, но и будет соблюдаться, темпы роста расходов можно будет сократить, а деятельность правительства будет более прогнозируема.

Трехлетний бюджет определяет объем доходов и расходов в перспективе трех лет, с 2008 по 2010 г. включительно, с максимальной детализацией расходных статей первого года трехлетки (2008 г.) и убывающей детализацией последующих. Тем не менее чиновники заранее будут знать, на что они могут рассчитывать, поскольку общие объемы расходов расписаны и по статьям бюджета – лишь незначительная часть, 0,5% ВВП для 2009 г. и 0,9% ВВП для 2010 г., остается нераспределенной. На протяжении трех лет по плану Минфина профицит бюджета будет сокращаться, пока не исчезнет вовсе.

Все это должно увеличить эффективность отраслевого планирования и сократить потенциал лоббизма. Для получения дополнительного финансирования придется предварительно найти в бюджете “ненужные” деньги. Такая система должна привести к появлению между ведомствами и министерствами конкуренции.

Если основные параметры бюджета – совокупные доходы и расходы – действительно не будут пересматриваться на протяжении трех лет, то помимо прочего принятие трехлетнего бюджета значительно ограничивает возможность налоговой реформы. Едва ли стоит ожидать сокращения или отмены НДС, лоббируемых объединениями предпринимателей: объем взятых на себя государством социальных обязательств, как и постепенный переход к беспрофицитному бюджету, не позволит снизить объем налоговых поступлений.

Впрочем, в марте в интервью “Ведомостям” Кудрин заявил, что к вопросу о снижении налогов можно будет вернуться весной следующего года, когда будет обсуждаться трехлетка 2009–2011 гг. Возврат к налоговой реформе возможен, если выпадающие из-за нее доходы бюджета будут чем-то возмещены. В середине недели стали известны детали предложения Минфина и Минэкономразвития по повышению газового НДПИ. За те же три года планируется поднять ставку с нынешних 147 руб. за 1000 куб. м газа до 735 руб. Изменение НДПИ привело бы и к росту доходов бюджета, что дало бы возможность на ту же сумму сократить поступления от НДС – это могло бы способствовать диверсификации экономики. Но повышение газового НДПИ в этом году маловероятно как из-за сопротивления “Газпрома”, так и из-за необходимости быстро принять бюджет, поддержанный президентом в его послании Федеральному собранию.

Сохранение неизменной текущей налоговой системы, безусловно, тоже есть элемент стабильности, другой вопрос – насколько подобная стабильность способствует диверсификации.

Впрочем, трехлетнее планирование за пределами первого года и общегодовых параметров расходов-доходов носит приблизительный характер. “Чтобы по-настоящему научиться заглядывать вперед, я думаю, потребуется еще два года”, – заявлял Кудрин в интервью “Ведомостям”. Пока же чиновники не умеют планировать и на один год вперед – как вчера признался Кудрин, исполнение бюджета-2007 осложняется из-за невыполнения плана по доходам. Но влияние конъюнктуры на бюджет должно стать меньше – в трехлетнем плане четко прописано, какую долю нефтегазовых поступлений можно тратить. Посмотрим, не будут ли эти нормы пересмотрены.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать