Статья опубликована в № 1872 от 31.05.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Найти конкуренцию

От редакции: Найти конкуренцию

Вчера в Москве началась конференция Международной конкурентной сети, на которой чиновники антимонопольных ведомств всего мира делятся друг с другом опытом. Российским специалистам стоит прислушаться к коллегам. Россия с ее гигантскими монополиями, зарегулированностью бизнеса и неисчерпаемым административным ресурсом постоянно испытывает на себе последствия неразвитой конкуренции.

На открытии премьер Михаил Фрадков и другие выступавшие бодро заявляли, что в России сформирована законодательная база конкурентной политики, а экономический рост последних семи лет – во многом следствие развития конкуренции. Российские антимонопольные законы действительно соответствуют международным стандартам, и обновленное законодательство, вступившее в силу 13 мая, создает реальный инструмент воздействия на монополистов (речь идет о пересмотре системы штрафов – см. статью на стр. А1).

Возможно, ФАС действительно станет сильнее, но проблемы конкуренции в России связаны не с писаными законами, а с доминированием неписаных правил игры. ФАС добивается успехов, когда следит за соблюдением норм этики в рекламе или когда требует соблюдения правил госзакупок. Но экономика страны в целом остается чрезвычайно монополизированной. По данным “Деловой России”, в 2003 г. 80% российского ВВП производило 1200 компаний, в 2006 г. – всего 500.

Справиться с национальными чемпионами, чьи монопольные позиции освящены санкцией сверху, ФАС не может. К примеру, вчера Игорь Артемьев пообещал возбудить административное дело в отношении “Газпрома”, купившего “Салаватнефтеоргсинтез” без предварительного согласования с ФАС. Но у газового гиганта есть положительный опыт тяжб с ФАС: к началу 2007 г. антимонопольное ведомство проиграло во всех судебных инстанциях дело о покупке контрольных пакетов газодобывающих предприятий (введенный ФАС запрет на покупку был в результате отменен). Сделку по объединению энергоактивов “Газпрома” и СУЭК Игорь Артемьев назвал “второй попыткой монополизации энергетики через топливный цикл”, что никак не повлияло на планы энергетиков.

Уже на этой неделе беспокойство ФАС вызвали планы “Газпрома” получить после ликвидации РАО “ЕЭС России” почти 20% всех энергомощностей, или 40% всех тепловых станций России. Но вряд ли это беспокойство “Газпрому” помешает. Кроме того, позиции “Газпрома” несравнимо мощнее положения любого независимого производителя газа.

В нефтяной сфере количество компаний сокращается, а доля главного игрока – государства – увеличивается. Попытка демонополизации пока наблюдается только в электроэнергетике, но стоит отметить, что, по мере того как РАО ЕЭС передает генерирующие мощности в частные руки, “Газпром” занимается их скупкой. Более того, нет уверенности, что реформа РАО ЕЭС приведет к появлению полноценной конкуренции, а не к образованию региональных монополистов.

Проведенное в 2005–2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком исследование конкуренции в России показало крайне низкий ее уровень. Около 40% опрошенных руководителей обрабатывающих предприятий заявили, что они не конкурируют ни с кем: дело не в высоком качестве производимого товара, а в отсутствии конкурентов. Проблемы с конкуренцией на строительном рынке, что признал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, мешают реализации нацпроекта “Доступное жилье”. Защищены от внешней конкуренции и производители мяса, в результате чего наблюдается мясной дефицит и рост цен. Список можно продолжать.

Российская экономика растет не благодаря развитию конкуренции, а вопреки возрастающей монополизации. Как показывает опыт, ВВП может расти в любых условиях; вопрос в том, как расти. Благодаря росту внутреннего потребления и импорта нефтезависимость экономики снижается, но надо понимать, что первоисточник роста остается тот же и без развития конкуренции реальной диверсификации ждать бессмысленно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать