От редакции: Рукотворное бедствие

Всемирный фонд памятников (World Monument Fund, WMF) опубликовал вчера новую версию списка 100 архитектурных шедевров и археологических объектов, находящихся под угрозой исчезновения. Российская часть этого обновляемого раз в два года рейтинга невнимания к историческому наследству невелика – три объекта. Это меньше, чем в США, где разрушаются семь архитектурных ансамблей, и в Турции (пять). В список попали: башня ВНИИ метрологии имени Д. И. Менделеева в Санкт-Петербурге, заказанная самим великим ученым, церковь в селе Теплово Нижегородской области и, что примечательно, архитектурный ансамбль центра Санкт-Петербурга. Авторы доклада считают, что строительство башни “Газпром нефти” в Петербурге ставит под угрозу архитектурный ансамбль исторического центра города. Этот проект эксперты считают не менее опасным для городской среды, чем стихийные бедствия, такие как ураган “Катрина” в США, разрушительное землетрясение в Турции или бесчинства талибов в Афганистане.

Ранее архитектурное решение проекта “Газпром-Сити”, ныне переименованного в “Охта-центр”, назвал “неприемлемым” директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин. Мэрии некоторых крупных городов серьезно относятся к замечаниям ЮНЕСКО и к включению в “красную книгу” WMF. Власти Лондона отложили в нынешнем году строительство небоскребов в центре города, муниципалитеты Кельна и Вены перенесли возведение современных зданий на окраины. Власти Риги после того, как WMF объявил в 2005 г., что под угрозой находится Домский собор, немедленно изыскали средства на его реставрацию – в новом списке он отсутствует.

Для отечественных градоначальников, для руководителей столицы и счастливых обладателей престижной недвижимости в Москве проблемы сохранности памятников не существует. По данным Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), только за последние пять лет в столице были разрушены более 200 (!) объектов культурного наследия. То, что не разрушается, подвергается позорной перестройке, т. е. тоже, по сути, гибнет. Случаи качественной реставрации зданий новыми собственниками единичны – например, дом Поливанова в Денежном переулке или дом Свистунова в Гагаринском. Дом Наркомфина на Новинском бульваре столицы и дом Мельникова в Кривоарбатском переулке неоднократно вносились в список WMF. Оба объекта входят в золотой фонд мировой культуры и изучаются всеми студентами-архитекторами мира. В первом здании квартиры скупает частная компания, чтобы преобразовать дом в отель, а во втором планируется создать музей, но мешает продолжающийся спор между собственниками.

Перечислять разрушенные и изуродованные здания здесь не хватит места, а призывать к обузданию варварства давно нет смысла. Отечественные мэры, губернаторы, а также аффилированные с ними собственники недвижимости настолько ограниченны, что не понимают даже того, что, сохраняя памятники, они могли бы больше зарабатывать. Подлинность облика исторического центра, способная привлечь туристов, не менее ликвидный товар, чем “шикарные” новоделы и хайтек Нормана Фостера.