Статья опубликована в № 1879 от 09.06.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Тяга к масштабу

От редакции: Тяга к масштабу

В составе отечественного флота в обозримом будущем должен появиться новый крупный корабль – авианосец. К такому выводу пришли на совещании в Петербурге командование российского ВМФ, руководители судостроительной промышленности и научных учреждений ВПК. Как сообщает сайт Минобороны, “участники совещания сошлись во мнении, что для крупной морской державы, как Россия, авианосец необходим”.

Авианосец если будет построен, то не завтра. В развитых странах на его разработку и постройку уходит более 10 лет. Однако интересна быстрая трансформация точки зрения руководства ВМФ на развитие флота и его корабельный состав. Всего год назад, в мае 2006 г., главком ВМФ Владимир Масорин заявил, что приоритет в строительстве будет отдан атомным подводным ракетоносцам и малым ракетным и артиллерийским судам. Заказов на новые крупные надводные корабли адмирал судостроителям тогда не обещал, заявив одновременно о необходимости сохранить и модернизировать действующие. Новые атомные субмарины необходимы стране для поддержания стратегического ядерного паритета с США, малые суда способны оперативно реагировать на реальные вызовы современности – атаки террористов и агрессии непредсказуемых режимов вблизи южных границ России. Что означает новость о проекте авианосца?

Авианосный флот – привилегия немногих. Ставку на авианосцы делают лишь США – у них 12 таких кораблей. У Великобритании – три, у Индии – полтора (бывший “Адмирал Горшков” российской постройки не вступил в строй), у Франции – один. Россия формально не имеет авианосцев. Но отечественный тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” способен принимать на палубу ударные самолеты Су-33. Сам термин “авианесущий крейсер” был, по словам отечественных флотоводцев, изобретен в СССР, чтобы корабли этого класса не подпадали под действие Конвенции Монтре 1936 г. о режиме проливов Босфор и Дарданеллы, запрещавшей авианосцам проход.

Стремление построить второй авианесущий корабль (“Адмирал Кузнецов” вступил в строй в 1993 г. и не скоро потребует замены) свидетельствует о вероятности смены военно-морской стратегии России. Авианосец – слишком большая величина, чтобы использовать его для давления на несговорчивых соседей. Зато он способен демонстрировать военное присутствие страны в отдаленных уголках земного шара и участвовать в миротворческих операциях ООН.

С учетом усилившегося политического противостояния с Западом инициативы, направленные на усиление мощи армии, могут быть успешны. К тому же Россия делает ставку на инновационно-технологическое развитие прежде всего за счет рывка в военно-промышленном комплексе. А авианосец – это труд сотен ученых, тысяч инженеров и десятков тысяч рабочих. Британия сейчас строит два новых авианосца на замену трем старым: однотипные Queen Elizabeth и Prince of Wales оцениваются в $3,4–3,7 млрд каждый. В принципе, сумма подъемная для российского военного бюджета – в 2007 г. он составляет $30,9 млрд.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать