От редакции: На пике IPO

По суммарной стоимости первичных размещений Россия заняла третье место в мире после США и Китая. По предварительным данным Thomson Financial, за первое полугодие 2007 г. российские компании привлекли $15,83 млрд. С ожидаемым увеличением объема публичных размещений связано и повышение прогноза чистого притока капитала. Центральный банк вдвое (с $35 млрд до $70 млрд) увеличил свой прогноз чистого притока капитала в 2007 г. Тут хочется остановиться и задуматься. Растущие объемы IPO, постоянно увеличивающийся приток капитала уже тенденция или временное явление?

Пока размещаются такие гиганты, как “Роснефть”, Сбербанк и ВТБ, российский рынок IPO может показывать внушительные результаты, но рекорда 2007 г. Россия может и не повторить. Недаром ЦБ, повышая свой прогноз по притоку капитала, на 2008–2010 гг. наметил лишь $40 млрд, $45 млрд и $55 млрд – все эти показатели больше ранее ожидавшихся, но меньше, чем в текущем году.

В 2006 г. Россия поставила собственный рекорд по объему IPO. По данным Offerings.ru, в прошлом году состоялось 23 публичных размещения российских компаний, которые привлекли $17,74 млрд. В 2005 г. разместилось 13 компаний, которые привлекли $4,5 млрд. Налицо тенденция к ускорению роста. Аналитики Offerings.ru ожидают, что объем IPO в 2007 г. достигнет или превысит $25 млрд.

Все это не может не радовать, но есть и настораживающие особенности. Комментируя бум прошлого года, эксперты отмечали, что IPO не самый выгодный инструмент привлечения средств и его популярность в России объясняется скорее политическими причинами: выходя на глобальный рынок, компании хотели защититься от поглощения со стороны государства или как минимум зафиксировать рыночную стоимость, чтобы лучше чувствовать себя в ситуации торга. В 2006 г. была отмечена и другая особенность российских IPO. По данным Росстата, лишь 14,7% средств, полученных от размещения, было направлено на инвестиции в основной капитал.

Но в текущем году, похоже, ситуация иная. Рекордные объемы привлеченных средств обеспечены в основном Сбербанком и ВТБ, и для них это не “страховочный механизм”: госбанкам нет нужды защищаться от своего основного акционера. Кроме того, наблюдается и новая тенденция: аналитики Offerings.ru отмечают, что в I квартале 2007 г. 90% объема IPO приходилось на привлечение средств непосредственно компаниями, а не акционерами. За аналогичный период прошлого года на компании приходилось лишь 60%. Новые тенденции позволяют надеяться на качественное улучшение российских размещений – возможно, все больше средств будет инвестироваться, а не распределяться среди акционеров.

Впрочем, о росте количества небольших и средних размещений говорить не приходится. Российский рынок IPO по-прежнему характеризуется единичными, но очень крупными размещениями. Российский рекорд первого полугодия, по версии Thomson Financial, был обеспечен 10 компаниями, по версии Offerings.ru – 14. За то же время в США разместилось 90 компаний, в Китае – более 60 (Thomson Financial).