От редакции: Мягкость фундамента

Вчера Украина отмечала 11-летие своей конституции. Этот юбилей может войти в историю Украины как последний – до следующего года нынешняя конституция, принятая в 1996 г., может не дожить. Виктор Ющенко предложил изменить основной закон страны и пообещал в ближайшее время обнародовать свою версию изменений. Происходящее на Украине ставит вопрос о соблюдении принципа неизменности конституции во времена перемен.

Государственность России так же молода, как у соседей по СНГ. Между тем российская Конституция, несмотря на проведенную в 2004 г. Владимиром Путиным политическую реформу (порядок избрания губернаторов, изменения в избирательном законодательстве), одна из немногих стабильных в СНГ. С 1993 г. в ней правилась лишь 65-я статья, в которой перечисляются субъекты Федерации. Изменения, которые наши соседи вносили в свои конституции, можно разделить на три группы: институциональные, легитимизирующие продление сроков полномочий лидеров и смешанные. Украина уже правила свой основной закон именно в институциональном ключе: в ходе политреформы президент лишился права назначать премьера и вносить кандидатуры министров (кроме силовиков). Премьера теперь выбирает парламентское большинство, а министров утверждают по представлению премьера. Аналогичными были изменения, внесенные в конституции Киргизии и Армении.

Целью многочисленных поправок в белорусский основной закон было продление полномочий Александра Лукашенко. Поправки в конституцию Туркмении привели к пожизненному президентству покойного Сапармурата Ниязова. А лидер Грузии Михаил Саакашвили в ноябре 2006 г. сократил нынешний срок нахождения на посту главы государства с пяти до четырех лет. Правда, по словам Саакашвили, это сделано, только чтобы совместить президентские выборы с парламентскими, которые должны пройти в 2008 г.

Смешанными были изменения в Казахстане и Азербайджане. Предыдущие президентские сроки Нурсултана Назарбаева обнулены, а количество сроков теперь не ограничено. В Азербайджане на референдуме были одобрены поправки, согласно которым президент избирается простым большинством голосов, а не двумя третями, как по конституции 1995 г. Однако, с другой стороны, и в Азербайджане, и в Казахстане изменялся порядок избрания парламента, увеличивалось число депутатов. Наконец, в Казахстане расширены полномочия парламента, который в будущем сможет отстранять правительство простым большинством голосов и назначать две трети членов конституционного совета, центризбиркома и счетного комитета.

В России дискуссии о количестве и продолжительности президентских сроков начались при Владимире Путине, чему есть простое объяснение: в период ельцинского правления изменение Конституции было невозможно в силу отсутствия в Госдуме у исполнительной власти даже простого большинства, не говоря уже о конституционном. Но еще примечательнее то, что, обладая пропрезидентским большинством в парламенте, исполнительная власть им пока не воспользовалась. Нужные ей изменения в политическом устройстве оказалось вполне возможно провести и без изменения Конституции.