От редакции: Легкость в общении

В Верховном суде открыты первые электронные информационные киоски, аналогичные тем, которые установлены на вокзалах и в коммерческих банках. Нажав на виртуальные клавиши экрана с изображением Фемиды с завязанными глазами, мечом и весами в руках, посетитель может ознакомиться с электронными версиями 100 000 решений Верховного суда и другими официальными документами – законами, постановлениями правительства и указами президента. Причем, по словам сотрудников ВС, это может сделать не только участник процесса, но человек с улицы. Аналогичные киоски до конца нынешнего года появятся во всех региональных судах.

Опыт Верховного суда следует использовать другим ветвям власти. Пока уровень открытости государства в России низок. По данным исследований зарубежных и отечественных социологов, приведенным в работе нынешнего главы кремлевской администрации Сергея Собянина и профессора ВШЭ Людмилы Терещенко “Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти”, Россия по этому показателю находится на 74-м месте из 103 исследуемых стран – между Польшей и Саудовской Аравией. В чем же дело? В России права граждан на получение информации из госорганов гарантированы 24-й статьей Конституции, законами 2006 г. “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” и “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, рядом президентских указов и постановлений правительства.

Проблема отчасти в декларативности положений Конституции и указов, нечеткой регламентации процедуры ответа. В частности, долгое время неясно были изложены нормы о том, какая информация является общедоступной и обязательной для предоставления. По данным доклада “Обеспечение открытости органов власти для граждан” фонда “Либеральная миссия”, сотрудники органов власти, занятые работой с заявлениями и жалобами людей, иногда вынуждены были руководствоваться нормами указа Президиума Верховного Совета СССР от 1968 г.

Принятая в 2002 г. программа “Электронная Россия” предусматривала создание федеральными министерствами и ведомствами общедоступных сайтов. Эта работа проведена неравномерно, многие разделы сайтов до сих пор находятся в стадии разработки. Кроме того, отечественные чиновники злоупотребляют правом присваивать бумагам гриф служебной тайны. Многие граждане просто не знают о тех или иных нормах, непосредственно затрагивающих их права и свободы. Единичны случаи применения статей Уголовного кодекса, которые предусматривают наказание виновных в непредоставлении информации гражданам. Положение могли бы исправить поправки в закон “О государственной тайне”, которые предусматривали бы коллегиальное решение о “грифовании” документов или принятие специального закона “О служебной тайне”. Но пока законы, конкретизирующие права граждан на получение информации, идут тяжело: законопроект “О праве граждан на информацию государственных органов”, внесенный впервые еще в 2004 г., принят только в первом чтении, проект закона “О служебной тайне”, разработанный тогда же, до сих пор не рассмотрен.

Однако дело и в нас самих. Россияне, получившие отказ, часто не решаются жаловаться на чиновника, а пытаются решить вопрос неформальным путем.