От редакции: Инвестиции и мир

Чиновники ЕС всерьез занялись обороной экономики Европы от нежелательных инвесторов. Еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон предлагает возродить механизм “золотой акции”, которая дает правительству возможность вне зависимости от объема собственного пакета контролировать предприятие (подробнее см. статью на стр. А3). Цель инициативы – предотвратить переход стратегических предприятий под контроль инвестфондов третьих стран.

Совсем недавно Европарламент одобрил идею защитить европейскую энергетику от инвестиций со стороны инвесторов из тех стран, где существуют ограничения на иностранные инвестиции в ТЭК. Это реализация идеи канцлера Германии Ангелы Меркель, которая заговорила об инвестиционной симметрии в энергетике еще в начале года.

Готовящиеся меры едва ли направлены непосредственно против России. Запад обеспокоен экспансией всего развивающегося мира, в особенности Индии и Китая. Впрочем, тема симметрии в отношении России логична, поскольку Россия как раз занялась формализацией своих ограничений. На прошлой неделе в Госдуму наконец-то был внесен закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. Евросоюз свои запреты может законодательно оформить осенью.

Сам факт появления запретов говорит о том, что мы боимся друг друга. Этот страх, рожденный взаимным непониманием, может стать постоянной составляющей в отношениях Россия – Запад.

Инвестиционный железный занавес между Россией и ЕС опускается на фоне планов США по развертыванию ПРО в Восточной Европе и возможного выхода России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Налицо кризис европейской системы безопасности. Но инвестиции и экономическая интеграция тоже часть системы мировой безопасности, причем, возможно, более важная, чем военные договоры. Экономическая интеграция не только позволяет всем лучше зарабатывать, но и создает взаимозависимость. Инвестиционные барьеры, наоборот, разводят Россию и Европу по углам, отбрасывая экономические интересы на второй план. Именно при таком развитии событий вопросы военной безопасности, к сожалению, приобретают актуальность.

Тенденция к закрытию экономики и отказ от дальнейшей интеграции наблюдается во всем мире. Инвестиционные ограничения вводятся в США, кризис глобализации сказывается на переговорном процессе ВТО. Провал Дохийского раунда переговоров показал, что неспособность одних стран отказаться от протекционизма приводит к его усилению в других.

Для того чтобы ситуация переломилась и курс на интеграцию снова мог стать основополагающим и в российско-европейских отношениях, и в мире в целом, необходимо “новое мышление” во внешней политике.

Перегонки, в которые играют Россия и ЕС в желании ни на йоту не уступить друг другу, оправданны и справедливы только в том случае, если мыслить по логике “око за око”. На примере последнего кризиса в отношениях России и Великобритании мы видим, что “симметричные ответы” приводят только к углублению кризиса, поскольку каждая сторона по-разному отмеряет “симметричность” очередного своего действия.

Взаимным уступкам обычно помогают стимулы. Но когда очевидных стимулов нет, ситуацию может выправить здравый смысл. С его помощью можно создать систему стимулов для тех, у кого со здравым смыслом плохо. Экономическая интеграция Европы после Второй мировой войны – один из самых ярких примеров рукотворного и целенаправленного создания подобной системы. Отказ от интеграции сегодня, возвращение эпохи запретов, кризис глобализации в целом говорят о том, что здравого смысла в мире становится все меньше. Для того чтобы понять, чем это чревато, достаточно вспомнить довоенную историю Европы и России – там, где исчезает здравый смысл, имеет обыкновение исчезать и человечность.