Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1909 от 24.07.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Обязательный факультатив

От редакции: Обязательный факультатив

После 74 лет гонений и мученичества Русская православная церковь, как и другие религиозные сообщества, в начале 90-х стала возвращаться – не в государство, скорее в общество. Этот процесс, как считают представители науки и общественники, не должен заходить слишком далеко. Влияние религии на общество может быть благотворным, считает членкор РАН и член Общественной палаты Валерий Тишков, но расширять сферу влияния церкви следует крайне осторожно.

Десять академиков РАН во главе с нобелевскими лауреатами Виталием Гинзбургом и Жоресом Алферовым выступили с письмом, а член Общественной палаты Вячеслав Глазычев – с заявлением о чрезмерном проникновении православной церкви в дела государства и образования. Академики и общественник недовольны попытками церкви включить теологию в список дисциплин, по которым Высшая аттестационная комиссия присуждает научные степени, насаждением в некоторых регионах преподавания основ православной культуры и проникновением религии в государственные институты, в том числе и армию. По их мнению, это противоречит 14-й и 28-й статьям Конституции, которые закрепляют принцип светского государства, равенства всех религий и свободы совести. Представители православной церкви отвечают, что отделены от государства, но не от общества.

Насколько обоснованы опасения ученых и угрожает ли России усиление религиозного влияния? Ведь церковь играет значительную роль в благотворительности и нравственном воспитании подрастающего поколения во многих развитых странах, священники есть во многих армиях. Вопрос в добровольности религиозного воспитания и реальном разделении светского и духовного.

На первый взгляд претензии православной церкви на более активное участие в общественной жизни и воспитании молодежи оправданны. По разным оценкам, верующими себя считают от 59% до 68% опрошенных, атеистами – от 20% до 30%. А по данным социологической компании “Башкирова и партнеры”, за преподавание основ православной культуры в школах выступают 51%, против – 23% (остальные не определились). По данным ФОМ, за – 59%, против – всего 14%. Правда, по данным ФОМ, 71% выступающих за обучение полагают, что эти уроки должны быть факультативными.

Интересно при этом, что православие не является синонимом родины. По данным ВЦИОМ, лишь 9% опрошенных связывают понятие “Россия” с православной религией, тогда как историю связывают 57%, “малую родину” – 33%, природу – 28%, литературу, язык и государство – по 18%.

Возможно, широкое проникновение церкви в государственные сферы, с одной стороны, и сакрализация власти – с другой – цель обеих сторон. Однако это чревато огосударствлением церкви и укреплением мессианских комплексов у части государственных чиновников. Другим следствием огосударствления православия в России могут стать негативная реакция нехристианского населения и рост националистических настроений на окраинах, чреватый новыми межэтническими и межконфессиональными конфликтами.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать