Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1912 от 27.07.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Корочки знания

От редакции: Корочки знания

Большинство отечественных вузов закончили отбор абитуриентов по результатам единого госэкзамена, а в тех университетах и институтах, которые не принимают ЕГЭ, завершились вступительные испытания. Вскоре абитуриенты и их родители будут нетерпеливо искать свои фамилии в списках первокурсников. Успешно прошедшие испытания и их родители счастливы. Вопрос в том, что получат нынешние студенты по завершении учебы – фундаментальные знания и навыки, необходимые для будущей работы, или только диплом и пустые компетенции, которые никогда не будут востребованы.

Последний вариант становится все более распространенным. В системе высшего образования, по мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, расширяется “сектор псевдообразования”.

Число обучающихся в институтах и академиях, по данным Росстата, выросло за последние 10 лет с 2,8 млн до 7,3 млн человек. Этот стремительный рост не обеспечен инфраструктурой – преподавателями, информационной и лабораторной базой. Если в 1996 г. на одного штатного преподавателя в государственном вузе приходилось 11 студентов, а в негосударственном – 10,5, то в нынешнем учебном году – 18 и 15,7 соответственно. Тревожит и опережающий – в три раза в государственных вузах и в 12 (!) раз в негосударственных – рост студентов на заочных отделениях. Заочников сейчас 3,2 млн – это почти 44% студентов. И дело не в принципе дистанционного обучения, а в сложившейся отечественной практике, когда сдача контрольных работ и экзаменов часто превращается в сделку по рыночной цене.

Все происходящее объяснимо: вузы реагируют на спрос. По данным “Левада-центра”, 71% опрошенных хотели бы, чтобы их дети получили высшее образование, а по данным социологической компании “Башкирова и партнеры”, подавляющее большинство молодежи в возрасте 18–29 лет (85,5%) считают высшее образование необходимым. Первые места в рейтинге престижных профессий занимают юридические, экономические, финансовые, медицинские специальности и информационные технологии. При этом россияне часто ценят не столько полученные знания, сколько сам диплом об образовании. Рынок образования, особенно коммерческие вузы, отреагировал на эту ситуацию простым увеличением числа мест по дефицитным специальностям. Во многих вузах сложился своеобразный пакт о невыдвижении взаимных претензий между студентами и преподавателями: одни делают вид, что дают знания, другие делают вид, что учатся.

Нужно ли вообще что-либо предпринимать, учитывая, что обе стороны довольны? Вузы и преподаватели зарабатывают деньги, студенты получают дипломы и без проблем находят работу, как правило, не по дипломной специальности. Кроме того, положение будет корректироваться и естественным путем – в силу сложившейся демографической структуры населения: в ближайшие пять-шесть лет число потенциальных абитуриентов сократится в два раза.

Одним словом, систему корректировать не нужно, если у страны нет амбиций, связанных с развитием отраслей, требующих высококлассных специалистов и конкурентоспособности на мировом уровне. Но такие амбиции есть. Позавчера президент Владимир Путин говорил, что Россия стремится “к 2015 году войти в число стран – лидеров глобального информационного пространства”.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more