От редакции: Опять маневры

Вчера в Ханты-Мансийске на заседании военно-промышленной комиссии и. о. вице-премьера Сергей Иванов признал, что топливно-энергетический комплекс России «является не только базой для устойчивого развития экономики, но и в некоторой степени инструментом проведения взвешенной внутренней и внешней политики страны», сообщает «Интерфакс». Таким образом он открыто подтвердил опасения ЕС по поводу российского «энергетического оружия». Европа опасается, что государственные энергетические компании из-за рубежа (к которым относится «Газпром») могут в своей деятельности руководствоваться не только экономическими, но и политическими мотивами.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу вчера же представил пять законодательных инициатив, направленных на либерализацию европейского энергетического рынка и ограничение экспансии компаний из третьих стран (см. статью на стр. А3). А вот глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин напомнил европейским коллегам, что планируемые ими меры являются «государственным протекционизмом, противоречат общему либеральному духу Евросоюза». Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов отметил, что после тщательного анализа инициатив Еврокомиссии и консультаций со структурами Евросоюза концерн представит свою оценку того, как предложенные меры отразятся на надежности поставок, конкурентоспособности европейского энергетического рынка и, в конечном итоге, на ценах энергоносителей в Европе. «Газпром» планирует внести свой конструктивный вклад в дискуссию относительно регулирования энергетического сектора в Европе и уверен, что его голос будет услышан», – цитирует Куприянова «Интерфакс». Намек более чем прозрачный.

В энергетическом противостоянии Европы и России сделан новый виток. Но стороны в любом случае никуда не денутся друг от друга. Баррозу признал, что зависимость энергетического рынка ЕС от внешних поставщиков энергии к 2030 г. достигнет 65%. Альтернативы российским поставкам эфемерны. Так что «Газпром» вряд ли потеряет в продажах.

Может быть, в условиях европейских ограничений на покупку компаний «Газпром» больше денег направит на инвестиции в добычу? Их недостаток уже стал притчей во языцех. Но как же разрабатывать новые месторождения, если сбыт не гарантирован, ведь нам не дают купить распределительные сети в Европе. Примерно такой аргумент часто звучит из уст официальных лиц монополии.

Вообще-то ситуация, при которой монополист добычи, транспортировки и сбыта газа внутри страны гарантирует себе еще и зарубежные рынки сбыта на много лет вперед, вовсе не описывается словами «рыночная деятельность коммерческой компании», которые так любят наши руководители. Компания, может, и коммерческая, только вот деятельность не рыночная и эффективность все меньше. Согласно недавнему рейтингу энергетических компаний Platts, «Газпром», являясь монополистом на своем рынке и имея очень сильную переговорную позицию с покупателями газа, показывает доходность от инвестиций на уровне всего 9,5% (этот показатель у большинства энергетических компаний – около 20%).

«Газпром» – более сильное оружие, чем какие-либо ограничения в странах-покупателях. Это позволяет России откладывать реформы в отрасли, в том числе реформу самого «Газпрома». Сергей Иванов вчера признал, что ТЭК «во многом обеспечивает формирование основных финансово-экономических показателей: около 25% производства ВВП и примерно половину доходов федерального бюджета». И. о. вице-премьера говорил об устаревании основных фондов в отрасли и необходимости сотрудничества с ВПК. Из его слов становилось понятно, что государство мучительно пытается придумать, как развивать «коммерческую» отрасль, которая является еще и «инструментом внутренней и внешней политики». Как относиться к его словам, мы поймем в ближайшие дни – как только обнародуют новый состав правительства.-