Лучше в розницу

Каталог коллекции русского искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – роскошный 500-страничный том, изданный Sotheby’s, – враз утерял свою главную, прикладную, функцию. Алишер Усманов накануне торгов купил собрание музыкантов оптом, получив благодарность от Михаила Швыдкого за возвращение на родину национального достояния. Что по поводу сенсационной сделки думают люди, месяц изучавшие каталог, составлявшие на его основе серьезные планы, приехавшие в Лондон и приготовившиеся к аукционной борьбе, никого не интересует. Среди них были не только коллекционеры, но и сотрудники российских музеев, имевшие виды на отдельные произведения.

То, что коллекция останется единой, все комментаторы вслед за Швыдким трактуют как достижение. Собрание отражает неоспоримый личный вкус людей, чьи имена вписаны в историю нашей культуры. Правда, личностная аура коллекции вряд ли подлежит консервации.

Даже если собрание будет целиком демонстрироваться в одном из музеев, включившихся в активную борьбу за него, то вряд ли оно выдержит конкуренцию с основной экспозицией. Залы именных коллекций – самые малопосещаемые. Ростроповичу и Вишневской удалось приобрести шедевры, но в главных музеях двух столиц (Усманов передаст свою покупку именно туда) достаточно вещей тех же художников, но еще лучше. А коллекция музыкантов, как любое частное и музейное собрание, состоит не только из шедевров. В каталоге представлены лоты, рядом с которыми стоят скромнейшие (в одну – несколько тысяч долларов) суммы. Для больших музеев они балласт, нагрузка к шедеврам, зато для частных коллекционеров и провинциальных музеев – счастье.

Каталог несостоявшегося аукциона теперь полезен только как подтверждение того обстоятельства, что если бы собрание нашло не одного, а многих покупателей, то ничего ужасного для отечественной культуры не случилось бы. Только речь бы шла об антиквариате, а не о национальном достоянии. Кстати, прежние владельцы свои сокровища публично не демонстрировали.