От редакции: Техобслуживание

Изменения состава и структуры правительства следует признать косметическими и полностью оправданными главной целью смены кабинета, о которой сказал еще Михаил Фрадков Владимиру Путину в момент увольнения. Фрадков ушел, чтобы, по его словам, не создавать «никаких ограничений в принятии решений о выстраивании властной конфигурации в связи с предстоящими политическими событиями». Сохранение постов большинством министров, вероятно, призвано обеспечить работоспособность исполнительной власти в напряженный предвыборный период.

По данным сентябрьского опроса ВЦИОМ, среди министров кабинета Фрадкова положительный баланс доверия (превышение числа тех, кто доверяет, над теми, кто не доверяет) имели Сергей Шойгу, Сергей Иванов, Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, Рашид Нургалиев, Александр Жуков, Владимир Устинов, Александр Соколов, отрицательный – Михаил Зурабов, Владимир Яковлев, Алексей Гордеев, Герман Греф, Алексей Кудрин, Игорь Левитин, Юрий Трутнев, Андрей Фурсенко, Виктор Христенко. В целом нейтрально граждане оценили Леонида Реймана, правда, при этом 68% о нем вообще не слышали (о Трутневе и Соколове не слыхали 63%, о Яковлеве – 60%, о Левитине – 59%). Самым одиозным министром считался Михаил Зурабов, за которым числились монетизация льгот, проблемы на рынке дополнительного лекарственного обеспечения, неудача пенсионной реформы. Владимир Яковлев не преуспел в реформе ЖКХ и ничем не отметился в развитии регионов. Герман Греф, скорее всего, стал необходимой предвыборной жертвой из числа либералов в правительстве (хотя и ему есть что предъявить – например, постоянные проблемы в реализации федеральных целевых программ).

Назначение вместо Грефа его бывшего первого заместителя Эльвиры Набиуллиной символизирует преемственность политики. Дмитрий Козак повторил путь Владимира Яковлева, при этом в качестве полпреда в ЮФО Козак смотрелся гораздо эффективнее. Татьяна Голикова, как чистый финансист, призвана предотвратить любые злоупотребления с социальными расходами. Возвышение Алексея Кудрина до вице-премьера преследует ту же цель – только в масштабах всего бюджета. Семейственность в правительстве, из-за которой безуспешно подал в отставку министр обороны Анатолий Сердюков, только усугубилась: министром стала Татьяна Голикова, жена Виктора Христенко.

Назвать изменением структуры появление двух госкомитетов (по делам молодежи и рыболовству) язык не поворачивается. Юридически такая форма отменена указом президента от 2004 г. Президент, впрочем, может ее указом и вернуть.

Объявления структуры и персонального состава правительства напряженно ожидали чиновники, политологи, журналисты. Простым гражданам, судя по оценкам социологов, было не до того. Неодобрение действий прошлого кабинета и конкретных министров вовсе не сменилось надеждой на улучшение.

«Левада-центр» сравнил ожидания граждан от смены правительства в 2004 и 2007 гг. И тогда и сейчас почти половина опрошенных (44% и 49% соответственно) считали, что ничего не изменится. В 2007-м чуть больше народу ждет ухудшения (10% против 7%) и меньше – улучшения (24% против 34%). 58% граждан в 2007 г. (50% – в 2004-м) считают, что в новом правительстве будет столько же бюрократизма, неразберихи и волокиты, сколько в предыдущем, больше – 12% (10%), меньше – 14% (24%). Та же картина в ответах на вопрос о коррупции: будет столько же – 57% (49% – в 2004-м), больше – 12% (10%), меньше – 15% (23%).

При этом граждане скорее склоняются к тому, что правительство Фрадкова уволить было необходимо (39% против 31% при 30% воздержавшихся). Основные претензии к нему были таковы: рост цен и падение доходов населения, плохая социальная защита населения, коррупция, отсутствие продуманной программы.

Граждане заняли парадоксальную позицию: это правительство плохое, его надо уволить, но новое будет ничуть не лучше. По мнению граждан, эффективность правительства не зависит от структуры и персонального состава.-