От редакции: Инструкция пользователя

Обещанная Владимиром Путиным система оценки работы правительства, как и критерии эффективности губернаторов, – не столько замена выборного инструмента оценки эффективности, сколько подробные инструкции преемнику.

Представляя новый состав правительства, Владимир Путин пообещал, что в ближайшее время будет «подготовлена и внедрена объективная система оценки работы правительства и конкретных ведомств». Чуть раньше в этот же день на сайте президента появилось сообщение о разработке системы показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правда, кроме июньского указа президента со списком из 43 основных критериев оценки работы губернаторов, ничего нового пока не опубликовано. Есть только сообщение пресс-службы о том, что дополнительные критерии и методика оценки разработаны. Сообщается также, что губернаторы к 1 сентября представили в Комиссию при президенте по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия доклады о достигнутых значениях показателей за 1990, 1995, 2000–2006 гг. и их планируемых значениях на три года вперед. После анализа докладов оценка эффективности губернаторов будет доведена до президента, а к 1 января 2008 г. ему будут представлены предложения о порядке выделения грантов регионам для помощи в достижении нужных показателей и (или) поощрения тех, кто добился наилучших показателей.

Разработка критериев эффективности для губернаторов велась с 2004 г., когда их перестали выбирать. Разработчики не скрывали, что показатели региона будут учитываться при вынесении президентом решения о доверии губернатору. Именно как замена выборной системы эти критерии и рассматривались большинством комментаторов.

Что касается правительства, то какие-то варианты оценки эффективности его работы существуют и сейчас.

Министерства в рамках административной реформы стали готовить так называемые «дронды» – доклады о результатах и основных направлениях деятельности. Минэкономразвития готовило сводный доклад, описывающий результаты и новые цели для всего правительства. В докладе содержится 325 показателей эффективности.

Концепция административной реформы в 2006–2008 гг. предусматривала достижение некоторых относительных показателей: повышение уровня удовлетворенности граждан качеством услуг чиновников, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров и улучшение индикатора качества управления GRICS, рассчитываемого Всемирным банком.

В 2004 г. удовлетворенность граждан, по данным ФОМ, составляла 14%. В последнее время взрывного роста не наблюдалось (целевой показатель 2008 г. – 50%). Издержки малого бизнеса на преодоление административных барьеров в 2004 г., по данным «Опоры России» и ВЦИОМ, составляли 8,5% от выручки, в 2006 г. – 9,6%, в 2007 г. – 10% (целевой показатель 2008 г. – 5%). Динамика индикатора GRICS также не радует Россию – в этом году очередной доклад Всемирного банка был даже публично осужден МИДом за «предвзятость». Работу правительства пытались оценить и чисто статистически. В конце 2006 г. руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин докладывал, что почти 40% поручений президента и премьера исполняются не в срок и с недолжным качеством.

Все эти разнородные оценки существовали давно, но теперь, видимо, будут востребованны. Какая из них будет введена, пока не понятно. Скорее всего, это решат не в правительстве.

Предыдущие проекты оценки эффективности не удавались во многом потому, что правительство оценивало само себя. Нынешний будет рассчитан на оценку президентом, что логично: он правительство и назначает. Другое дело, что в течение семи лет своего правления Владимир Путин вполне научился оценивать работу чиновников на основе личных критериев. Но для удобства следующего президента, не Путина, надо составить подробную инструкцию.