Политэкономия: Кабинет заниженных ожиданий

Формирование нового кабинета министров несколько напоминает назначение правительства СССР в 1980 г. И дело не в том, что после Олимпиады и смерти Алексея Косыгина Совмин возглавил Н. А. Тихонов, которому на момент получения должности было 75, – Виктор Зубков все-таки почти на 10 лет моложе. Просто от тогдашнего правительства уже ничего не ждали – ни плохого, ни хорошего. Как ничего не ждут и от нынешнего, несмотря на то что в нем хватает весьма квалифицированных либеральных экономистов.

Геннадий Андреевич Зюганов сказал, что правительство движется в «колее Ельцина – Гайдара». Он прав в том смысле, что в векторе действий высших белодомовских чиновников мало что меняется. Это в Кремле могут национализировать экономику и продвигать госкорпорации, а кабинет министров даже при чистом бюрократе Фрадкове все-таки привычно, хотя и без энтузиазма, следовал прежним курсом, заданным еще при Черномырдине. Интересно, что претензии ко всем правительствам, согласно исследованиям «Левада-центра», у народа примерно одинаковые и держатся на одном уровне. Например, если с точки зрения 29% граждан кабинет Кириенко не заботился о социальной защите населения, то такой же точки зрения на правительство Фрадкова придерживалось 30% респондентов. 16% считали, что правительство Черномырдина не могло обеспечить людей работой, а у 18% были такие же претензии к кабинету Фрадкова.

Но вот что характерно: к кабинету, предшествовавшему зубковскому, правительству, которое было еще более пассивным и бесцветным, чем примаковское, граждане относились лучше всего. Во всяком случае, если к правительству Черномырдина не имели претензий 11% респондентов, то к кабинету Фрадкова – 20%. И не потому, что Михаил Ефимович работал лучше Виктора Степановича. Просто 10 лет назад от правительства еще чего-то ждали, а три года назад – уже нет.

Не случайно и то, что от команды Зубкова граждане не ждут толком ни хорошего, ни плохого. Зато 49% считают, что в результате кадровых перестановок ничего не изменится. Этот показатель даже больше, чем в марте 2004-го, когда кресло председателя правительства занимал Фрадков, – тогда многие ждали улучшения, а не ждали изменений 44% респондентов.

Правительство Зубкова – чемпион и по показателю «не лучше и не хуже предыдущих»: 54% против 52% фрадковских и 51% Примакова. Все-таки типаж угадан верно: консервативно-номенклатурный облик премьера немедленно снижает уровень ожиданий перемен.

Словом, кабинет Зубкова можно было бы назвать правительством заниженных ожиданий. Население трезво оценивает возможности исполнительной власти. Вероятно, и следующий глава государства уже не станет президентом надежд.