От редакции: Крест миграции

Европейская комиссия рассматривает проект введения «синей карты» для упрощения процедуры иммиграции (по аналогии с американской «зеленой картой»). Воспользоваться упрощенной процедурой смогут квалифицированные специалисты с признаваемым в Европе дипломом и трехлетним опытом работы по специальности при условии, что вакансию, на которую они претендуют, не удалось заполнить работником из ЕС.

Впрочем, национальные правительства не готовы отдавать в Брюссель право определять условия привлечения трудовых мигрантов, они хотят делать это сами. Ситуация хорошо иллюстрирует основное противоречие проблемы миграции – между все более глобальным характером рынка труда и национальным регулированием.

В ближайшие 20 лет, по оценкам экспертов, объединенной Европе понадобится 20 млн квалифицированных мигрантов. С другой стороны, недовольство мигрантами растет. Согласно данным проведенного недавно в Британии исследования на муниципальном уровне, последствия от резкого роста миграции проявляются в ухудшении криминогенной обстановки, в сфере здравоохранения, образования и в жилом секторе.

По данным составителей Индекса интеграционной политики (консорциум 25 европейских организаций), в 25 странах ЕС (кроме Румынии и Болгарии) сейчас живет около 21 млн мигрантов. В индексе оценивалось законодательство стран по отношению к мигрантам. Гостеприимнее всех Швеция, в другом конце списка – Латвия. В целом миграционное законодательство стран ЕС в последнее время ужесточается: в Голландии, Франции и ряде других стран вводятся новые правила иммиграции, направленные на усиление элемента ассимиляции. К мигрантам предъявляются более жесткие языковые и культурные требования.

Устали от мигрантов и американцы. По данным недавнего опроса Public Opinion Strategies и Greenberg Quinlan Rosner Research, 49% жителей США считают, что надо лучше защищать границу, высылать нелегальных иммигрантов, лишить их льгот и пособий. По данным опроса телекомпании ABC, 56% американцев считают, что нелегалы не помогают, а лишь ухудшают ситуацию в США (противоположного мнения придерживаются 34%).

В этом году конгресс отверг предложенный президентом проект закона об иммиграции, в котором также предлагалось ужесточить правила в сторону ассимиляции (впервые в законопроекте было указано, что английский является языком США, сообщает Washington-Profile).

Проблема актуальна и для России. Вчера глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил, что Россия лидирует в Европе – на ее долю приходится 48% всех трудовых мигрантов, прибывающих в страны Европы. Объем производимой мигрантами продукции в России он оценил почти в 2 трлн руб. Законодательство в России также противоречиво (в 2007 г. начал действовать уведомительный порядок регистрации для мигрантов из СНГ, зато появились ограничения для работы на рынках), а ксенофобские настроения популярны и культивируются рядом политических сил.

Рынок труда глобален в сфере спроса, но географически конкретен в сфере предложения. Законодательства о миграции национальны, следовательно, зависят от избирателей, которыми мигранты не являются. Политические ограничения миграции – это ограничения рынка, они в конечном счете ведут к экономическим потерям. Полная свобода рынка ставит под удар национальную идентичность, за которую держатся политики. Решить эту дилемму пока не удается, а ее конфликтность растет.

Интересно, что если в теории сделать законодательство глобальным, то голос получат и страны – поставщики мигрантов, которые, с одной стороны, получают большие деньги почтовыми переводами, а с другой – теряют квалифицированные мозги и руки. За что они отдадут свой голос? Кстати, вполне возможно, что переводы перевесят.