От редакции: Второй и третий срок

У Михаила Ходорковского сегодня годовщина – бывший миллиардер сидит за решеткой уже четыре года. Осталось ему еще четыре, если, конечно, срок заключения не будет увеличен из-за предъявленных недавно новых обвинений. По этому поводу группа правозащитников, писателей и политиков выступила вчера с заявлением, призвав Владимира Путина «эффектно завершить конституционный срок президентства» и освободить участников дела ЮКОСа из-под стражи.

«По духу и букве российского закона и Михаил Ходорковский, и Платон Лебедев, отсидев половину срока, назначенного приговором суда, имеют право на условно-досрочное освобождение. Этот момент наступил», – говорится в заявлении, подписанном председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, писателем Борисом Стругацким, президентом фонда «Холокост» Аллой Гербер, политологом Андреем Пионтковским и еще несколькими десятками граждан, к которым может присоединиться любой человек, согласный с текстом этого заявления.

Опубликованные вчера же «Левада-центром» результаты опроса общественного мнения показывают, что большинство россиян (42%) «затрудняются с ответом» на вопрос, надо ли выпускать Ходорковского. Число сторонников освобождения выросло с 19% в феврале 2007 г. до 22%, а число противников – уменьшилось с 45% до 32%.

Данные опроса показывают, что россияне в целом безразличны к Ходорковскому и ЮКОСу. Для этого есть причина – 54% опрошенных считают, что после дела ЮКОСа бизнес в России «по существу не изменился». Видимо, такого же мнения придерживаются и те 32%, которые затруднились дать какую-либо оценку влияния на российский бизнес самого громкого судебного процесса последних лет по делу об уклонении от налогов на десятки миллиардов долларов.

Конечно, угнетающая тягостность дела ЮКОСа утомила всех до такой степени, что хочется его забыть как страшный сон. И россияне забывают. Число людей, которые «ничего не слышали» о деле ЮКОСа, выросло с 7% в октябре 2005 г. до 22% сегодня. Вопросы «к чему стремилась власть в деле ЮКОСа», «кому пошло на пользу банкротство компании» ставят в тупик в два раза больше людей, чем пару лет назад. А ответ «затрудняюсь ответить» – едва ли не самый популярный.

Общественное равнодушие – чем не прекрасный фон для освобождения Ходорковского с товарищами из-под стражи? «Держать их дальше в тюрьме оставшиеся четыре года, а уж тем более осуждать на новый огромной срок – исключительно проявление злобной мстительности», – говорится в заявлении правозащитников.

Судить о том, проявлением чего является продолжающееся дело, трудно. Общество этого тоже объяснить не может. Согласно опросу «Левада-центра» более половины россиян не понимают, чем вызваны новые обвинения. Очевидно только, что для власти дело не завершено.

Прокуратура о руководителях ЮКОСа забывать не хочет. Хотя за прошедшие четыре года в России уже сменился генеральный прокурор, а следователь Салават Каримов, начавший дело ЮКОСа, ушел на пенсию, обвинители активно работают над подготовкой второго процесса, обвиняя бывших руководителей нефтяной компании в хищении и отмывании средств на рекордную сумму – более $22 млрд. В рамках этого дела прокуратура требует держать Ходорковского под стражей, опасаясь, что он может «оказать давление на свидетелей, скрыться за границей или скрыть следы преступления».

Есть много версий, почему начался разгром ЮКОСа, ставший знаковым процессом для периода президентства Владимира Путина. Ясно только то, что завершить это дело оказалось гораздо сложнее, чем начать. Как и чем закончить операцию? Организаторы явно колеблются. Странным образом открытый вопрос о третьем сроке президента по своей сложности и нерешаемости сопоставим с открытым вопросом о втором сроке Ходорковского.