От редакции: Путин от противного

Выступление Владимира Путина на форуме сторонников Владимира Путина в Лужниках стало второй частью обоснования его участия в думских выборах в качестве главы списка «Единой России» (первая часть была формально адресована красноярским дорожным рабочим, см. соответствующие статьи прошлой недели).

Первая часть была обоснованием положительным: 13 ноября в Красноярске Владимир Путин оправдывал целесообразность своего участия в выборах тем, что только победа «Единой России» позволит ему контролировать исполнение тех решений, которые приняты в его, Путина, бытность президентом. Президент исходил из того, что эти решения единственно верны и пересмотру не подлежат – что и должен подтвердить избиратель своим голосованием.

Вчера Путин выступил с доказательством от противного. Выступая перед пятитысячной молодежной аудиторией, он не только призывал голосовать за «Единую Россию», чтобы Госдума не превратилась в «сборище популистов, парализованное коррупцией и демагогией». Путин обрушился на конкурентов своей партии: они-де «хотят взять реванш и реставрировать олигархический режим, основанный на коррупции и лжи <...> Это те, кто в 90-е годы, занимая высокие должности, действовал в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние. Это они сделали коррупцию главным средством политической и экономической конкуренции <...> Все эти люди не сошли с политической сцены. Их имена вы найдете среди кандидатов и спонсоров некоторых партий <...> Подучились у западных экспертов, потренировались на соседних странах – теперь в России хотят сделать то же самое <...> Им нужно слабое, больное государство, дезориентированное, разделенное общество, чтобы за его спиной обделывать свои делишки и получать коврижки за наш с вами счет <...> К сожалению, находятся и внутри страны те, кто шакалит у иностранных посольств, обивает пороги дипломатических представительств, рассчитывает на поддержку зарубежных фондов и правительств, а не на поддержку собственного народа». Речь Путина, как и следовало ожидать, неоднократно прерывалась аплодисментами, одобрительным свистом и криками «Не позволим!».

Для популизма характерна прямая апелляция вождя к народу, минуя политические институты.

Как говорит Умберто Эко, известный критик популизма Берлускони, «популизм – это направленный сентиментальный призыв к некоему расплывчатому объекту, который в действительности не существует, но который мы именуем «народом». Народ должен быть подготовленный – как люди, которые задают вопросы президенту во время ежегодных телевизионных прямых линий, как молодежь, собранная вчера на стадионе.

Одобрение народа необязательно достигается голосованием: одобрение вчерашних тезисов Путина пятитысячной массовкой будет ретранслировано телевидением на всю страну, что скорее всего только увеличит фиксируемый социологами рейтинг доверия населения президенту.

Нынешнее выступление Путина характерно тем, что имеет целью легитимацию преследования «врага». Тот факт, что «враг» и так слаб и практически не имеет шансов на выборах, не принимается во внимание, вероятно, потому, что «образ врага» никогда не соответствует действительному, у него своя функция – мобилизация сторонников. Тем не менее, имея «народное разрешение» на преследование врага, можно в какой-то момент захотеть его использовать. Как писал на страницах «Ведомостей» исследователь истории Латинской Америки Эмиль Дабагян («Популизм: прямая связь с народом», см. номер от 13 марта 2007 г.), популисты всегда ставят целесообразность выше закона, «тонкая, порой невидимая линия отделяет популизм от авторитаризма. У лидера, долго находящегося на вершине пирамиды власти, возникает сначала привычка к занимаемому креслу, а позднее вера в свое мессианское призвание, появляется стремление, поощряемое подхалимами и лизоблюдами, подняться над окружающими, играть роль верховного арбитра».